Лыжи

F.A.Q. по снаряжению. Лыжи

ЛЫЖИ. ТЕОРИЯ

Чем отличаются карвы от классических лыж?

Все горные лыжи (кроме специальных моделей) приталены. Боковая поверхность лыжи похожа на дугу окружности (хотя точно совпадает редко).
Несколько лет назад лыжи считали карвами, если радиус этой дуги меньше 35 м. Современные лыжи редко имеют радиус больше 28 м, это лыжи для скоростного фрирайда и супергиганта. Универсальные карвы – обычно 12-18 м. Еще короче радиус у радикальных карвов, любительских слаломных лыж и сноублейдов. Кроме того, большинство типов современных лыж стали заметно короче.

Радиус – самая важная характеристика лыж?

Это очень важный параметр, но нельзя охарактеризовать лыжи только их геометрией. Поведение лыж во многом определяется продольной жесткостью и жесткостью на скручивание, то есть конструкцией. На мягком снегу очень важна ширина (площадь) лыжи.

Короткие лыжи с малым радиусом легко поворачивают. На них склон кажется больше. Но такие лыжи неустойчивы на большой скорости и не подходят для глубокого снега.

Как оценить геометрический радиус боковой поверхности лыжи?

С достаточной точностью

R=LхL/8C, где
R — искомый радиус,
L – расстояние между точками касания склона носком и пяткой лыжи, обычно – между самыми широкими сечениями. L короче указанной длины лыжи на 15-18 см. 15 см – для детских, 18 см – для взрослых лыж с обычным высоким носком и круглой пяткой. Для твинтипов и асимметричных лыж L лучше померить самому.
C – боковой вырез. Обычно в каталоге даются сечения лыжи в носке N (максимальное, которое может касаться снега), в талии W (минимальное) и в пятке T (второй максимум), тогда C=(N+T-2xW)/4. Если подставить все в формулу в одних единицах (например – см), то результат получится тоже в них.

Например: лыжи слаломного типа длиной 163 см, сечения 106/64/95. Расстояние между сечением «106» и сечением «95» = 147см

В этом случае С=(106+95-2х64)/4=18.25мм. R=1472/8х1.825=1480 см или около 15 м. Обратите внимание, что радиус быстро возрастает с ростом длины лыжи. Для следующей ростовки: 171 см R=1552/8х1.825=1645 см или 16.5 м.

Карвинговая лыжа поворачивает только по дуге своего радиуса?

Нет, все гораздо сложнее. Хотя есть модели (особенно короткие слаломные), которые навязывают лыжнику свой радиус.

Радиус поворота может быть и больше и меньше геометрического. Классика имела радиусы более 50 м, но обычно все поворачивали короче в основном за счет проскальзывания. Проскользнуть можно на любых лыжах. Радиус, по которому лыжа с радикальной геометрией поведет резанный поворот увеличивается из-за скручивания лыжи и уменьшается при сильном заклоне (закантовке). Жесткость лыж и снега влияет на крутизну дуги очень сложным образом.

Почему столько внимания ширине лыжи в талии?

Ширина в талии определяет площадь лыжи. Чем больше площадь, тем лучше идет лыжа в глубоком снегу. Скоростное катание по диким склонам требует от лыжника хорошей техники и смелости, оно дает незабываемые ощущения. Популярность фрирайда растет, для него выпускается много снаряжения. Естественно самый характерный параметр таких лыж – большая ширина рекламируется в первую очередь. Широкие лыжи – это круто.

Какая ширина в талии у разных типов лыж?

* Скоростные карвы для подготовленных склонов, слалома и слалома-гиганта самые узкие — 62-66 мм.
* Самые простые в управлении лыжи для начинающих и совершенствующихся — 64-72 мм.
* Лыжи-вездеходы — 66-80 мм.
* Шире 75 мм делают лыжи для катания по мягкому снегу. Ширина райдовых лыж для целины растет с каждым сезоном.

Что такое твинтип?

Это лыжа с «двумя носками». Пятка сильно загнута для катания задом наперед и приземления (прыжков) – то есть для фристайла New School (новой школы).

На всех серийных лыжах пятки более-менее подняты, но только в специальных моделях пятка почти такая же высокая как носок. Задом наперед можно прокатиться даже на скоростных карвах, но воткнуться в бугорок и сделать кувырок назад очень легко.

Что определяет длина лыж?

Длинные лыжи дают продольную устойчивость, которая необходима на высокой скорости. Это особенно важно, если склон не идеально ровный. Длина дает площадь, которая необходима на глубоком снегу. Чем длиннее лыжи, тем труднее ими управлять, особенно на низкой скорости.

Поэтому самые длинные лыжи выпускают для слалома-гиганта, фрирайда и ски-кросса (скоростного катания по неровному склону) и для целины.

Короткие лыжи легко поворачивают даже на небольшой скорости. У них минимальный геометрический радиус. Самые короткие лыжи делают для слалома, карвинга и для начального обучения.

КАК ВЫБИРАТЬ ЛЫЖИ

Я ни разу не стояла на лыжах. Спортом занимаюсь мало. Гонять не собираюсь. Мне предлагают самые простые лыжи. Может сразу купить чего-то покруче?

Пока не стоит. Самые простые модели специально приспособлены для спокойного катания и обучения. У любого брэнда они самые дешевые, но достаточно надежны для начинающего. Эффективнее потратить деньги на комфортабельные ботинки.

Я только начинаю. Хорошая ОФП и координация, люблю скорость. Можно ли сразу брать лыжи «для совершенствующихся»?

Можно. Универсальные карвы ненамного затрудняют первые шаги, но в дальнейшем гораздо интереснее простейших моделей. Если Вы готовы активно учиться, то справитесь даже с универсальными лыжами «для опытных», правда поначалу придется поработать. Экспертное или специализированное снаряжение – перебор. Стоит ли тратить деньги на то, что может и не пригодится?

Я уже начал кататься. Ищу лыжи для «совершенствующихся». Чем отличаются лыжи для фрирайда, скикросса и карвинга?

Почти все лыжи этого уровня универсальны. Они очень похожи по характеристикам и ощущениям. Некоторые модели отличаются только незначительными деталями. Серьезная специализация начинается с уровня «для опытных». Берите то, что больше нравится по названию.

Правда ли, что лыжи одного типа разных марок отличаются только раскраской? Зачем же тогда проводятся тесты?

Действительно, современные лыжи бывают только «хорошие и очень хорошие». Действительно, массовые, «бюджетные» лыжи большинства производителей похожи. По крайней мере, среднему лыжнику почувствовать разницу нелегко.

Однако, начиная с уровня экспертных, лыжи проявляют Характер. Они реально разные. И все равно все хорошие! Просто эксперту и спортсмену стоит подобрать лыжи по характеру. Результаты тестов помогают сделать этот выбор.

Много катался на классических лыжах. Люблю жесткие подготовленные склоны. Мне подойдут только длинные карвы с большим радиусом?

Не только. Попробуйте новые ощущения!

1. Ветераны с хорошей техникой нередко выбирают именно короткие лыжи для карвинга (с радиусом 11-15 м). Такие лыжи отлично держат на жестком. Они особенно интересны на малых склонах, но и в ухоженных горах скучать не дадут.
2. На классике кататься по мягкому и неровному снегу было не легко. Новые универсальные лыжи – вездеходы позволяют расширить область катания. Как бы они не назывались, типичные параметры – «средняя» ширина в талии 66-75мм, длина – в рост или чуть больше. Такие лыжи – хороший инструмент для Наших Гор.

Хочу карвы в дополнение к классике. Что лучше взять для разнообразия?

Вообще — любые карвы, подходящие по назначению, уровнем не ниже любимой классики. Самый контрастный переход – на радикальные карвы (с радиусом 11-15 м).

Однако редко кому удается с удовольствием кататься на классике после карвов, если они были правильно подобраны. Так что классика в дополнение к карвам скорее всего не пойдет.

Собираюсь начать. Заранее не уверен, что понравится. Что купить?

Достаточно 1-2 раза прокататься на прокатном снаряжении, что бы понять, пойдет – не пойдет. Если покупать – начать с ботинок, все-таки своя обувь ближе к телу. Для начала лыжи не так важны. Зато даже минимальный опыт позволит правильно выбрать снаряжение, лучше сразу «для продолжающих».

Можно ли нам с мужем для начала взять одну пару новых лыж на двоих?

Можно, если по весу-росту и уровню катания разница небольшая. Короткие карвы с радиусом 10-13 м хорошо работают под разными лыжниками, но надо убедится, что обе пары ботинок могут встать в крепления.

Слышал о ненадежности лыж марки ХХХ. Значит, их нельзя покупать?

Все лыжи известных марок достаточно надежны, если используются по назначению. Самая распространенная причина поломок – явная перегрузка, агрессивное катание по буграм, встреча с камнями. Тем не менее, изредка дефекты встречаются у ВСЕХ марок. Нормальный магазин обменивает свое снаряжение с явными дефектами в течение сезона. Такая гарантия нередко работает даже на толкучке. На всякий случай уточните условия гарантии при покупке.

Какие лыжи среднего уровня лучше подходят для катания в горах?

На маленькой горке с плотным снегом хороши лыжи с радиусом не более 16-18 м.
Сейчас лыж такой формы уровня «для опытных» много. Тип лыж важен для гор:

1. Для карвинга, они самые узкие в талии. Для ровных обработанных склонов.
2. Вездеходы, более широкие и длинные. Самые универсальные.
3. Некоторые модели для скикросса. Для неровных и жестких склонов.

Я пока поворачиваю с проскальзыванием. Значит, переход на карвы мне не поможет?

Нет, как раз наоборот!

1. Укороченные карвы для совершенствующихся поворачивают легче классики даже с проскальзыванием.
2. Они проскальзывают, но не срываются совсем.
3. На них гораздо легче научиться кататься резанными поворотами без проскальзывания.

Хочу купить недорогие новые лыжи. Можно ли брать лыжи марки Sporten, Orion или Pale?

Сложный вопрос.

Эти лыжи в 1.5-3 раза дешевле лыж известных марок (даже самых простых моделей). Но вероятность брака в несколько раз выше. При нормальной эксплуатации брэнды лыжи служат дольше (или их можно лучше продать при обмене снаряжения). В первые дни разница незаметна. Но дешевые лыжи быстро исчерпают свой потенциал, захочется заменить их на что-то более интересное.

Оправдана ли такая экономия? Более дорогие модели могут радовать спокойного лыжника несколько сезонов.

Обычно покупка дешевого снаряжения оправдана для подростков, реже — для осторожных дам, почти никогда — для мужчин.

ПОДГОТОВКА ЛЫЖ К СЕЗОНУ, РЕМОНТ И УХОД

Я начинаю кататься. Как подготовить лыжи и ухаживать за ними?

Новые лыжи обычно готовы к катанию. Для начала гораздо важнее беречь их, чем ухаживать. Иногда осматривайте скользячку. Она должна быть плоской и ровной в поперечнике, канты – не очень тупыми. Если канты закруглились, появились борозды вдоль кантов – идите в мастерскую. Полезно сразу попросить нанести парафин. Если кататься по снегу, это не придется делать чаще 1 раза в сезон. Самый подходящий момент для этого – перед поездкой в Горы.

Мазать лыжи полезно, но действительно это необходимо только на мокрый снег, чтоб не прилипал. Нет специальной мази – берите парафин или свечку.

Чем больше любите свои Лыжи – тем больше уделяйте им внимания. Все зависит от желания повозиться:
Для начала можно самому парафинить скользячку и подравнивать канты.Пропарафиненная скользячка служит дольше и лучше скользит. Однако начинающие нередко нормально докатывают лыжи до морального старения без обработки.

Как беречь и хранить лыжи?

Для лыж хуже всего камни, земля и соль. На хорошем снегу лыжи изнашиваются очень мало, на льду — больше.

Не давайте лыжам перекрещиваться при переноске, пользуйтесь липаками для связывания. На багажнике машины защищайте их чехлом, а дома вынимайте для просушки. Если попали в весеннюю грязь – протрите и помойте холодной водой (не струей).

Лыжи можно хранить в тепле дома (только у батареи не стоит). Можно в прохладном гараже, можно даже на морозе. Одно важное исключение: если в крепления попала вода (например, подтаял снег на солнце) то оставлять лыжи на холоде очень опасно – замерзшие крепления могут сломаться при встегивании или еще хуже – не сработать вовремя. Даже при температуре + несколько градусов за ночь вода вытекает и испаряется. При комнатной температуре тем более можно ни о чем не беспокоиться. Но оставлять лыжи с креплениями на морозе можно только если снег на лыжах не начал таять. Сухой снег креплениям не мешает.

Как самому запарафинить скользячку?

Если точатся канты, то парафинить надо после этого.

Лучше всего купить спецпарафин, неплох чистый аптечный, в крайнем случае — свечка без красителей. Очистить скользячку от грязи, особенно от сртужек после заточки кантов. Еще лучше зачистить пластик, снять тончайший побелевший слой. Но это не так легко правильно сделать без специальной цикли. При подготовке рабочего места учтите, что капли и стружки парафина делают пол в квартире очень скользким.

Удобнее всего специальный утюг для мази, но можно обойтись обычным на «капроне». Простой утюг часто перегревается, если парафин задымил – пора выключать. Положить лыжи скользячкой вверх. Накапать парафин с утюга. Разгладить, чтобы смочил всю скользящую поверхность (тонко и ровно не получится). После этого утюг для одежды придется очищать от парафина. Хуже, что канты иногда оставляют на инструменте царапины. Поэтому если нет старого утюга, лучше взять вместо него алюминевую кастрюльку с кипятком (по примеру равнинных лыжников).

Как застынет можно ободрать излишки скребком (ребро коробки от кассеты или CD). Если предстоит катание по плохому снегу (грязь, трава) – обдирать смысла нет, целее лыжи будут.

Парафинить скользячку особенно полезно на лето, не обдирая. Нелишне и еще 2-3 раза в сезон.

Что делать с неровной скользячкой?

Обратите внимание, что скользячка больше всего изнашиваются в районе грузовой площадки вдоль кантов. Глубокие царапины на носке, под пяткой и на оси лыжи не так вредны. Если износ равномерный – пора отдавать лыжи в циклевку. Мелкие царапины можно не замечать (хлопот много – толку мало). Глубокие царапины и дырки можно «закапать» полиэтиленом, но если он ярко разгорится, заливка будет плохая. Лучше пользоваться специальным ремонтным пластиком. Неплохо получается замазывать дырки полиэтиленом с помощью паяльника. Но придется потренироваться. Ремонтировать богатую графитом скользячку дорогих моделей труднее, чем поверхность простых лыж. Если нет специального полиэтилена низкого давления, пойдут белые крышки от трехлитровых банок (только не старые, отвердевшие). После того как заплатка совсем остынет, выступающие остатки нужно срезать, лучше не циклей, а специальным напильником.

Что делать с кантами?

Канты затупляются при катании. Начинающему на один сезон по хорошему снегу обычно хватает. На льду износ гораздо больше. Земля и камни – хуже всего. На жестком снегу тупые канты заметно подпортят удовольствие. Поэтому их приходится точить.

Настоящая заточка тупых кантов – очень серьезная задача. Даже со специальным инструментом и опытом это не легко.Пользуйтесь сервисом.
Если есть слесарные навыки и желание — можно иногда самому запиливать заусенцы и подравнивать канты с боков. Нужен плоский мелкий (можно алмазный) напильник. Не стоит заострять кромку за счет «завала» угла. Вообще старайтесь не менять существующий угол. Закрасьте кант фломастером и контролируйте угол по цвету кромки.

Обратите внимание, что канты больше всего изнашиваются в районе грузовой площадки. Но именно там они больше всего и нужны. Обычно самое плохое (и неудобное) место – под скистопом. Не поленитесь поднять его и надежно зафиксировать резинкой или ремешком.

Среди опилок часто попадаются твердые чешуйки, которые трудно вынуть из кожи – одевайте рукавицы. Отечественные напильники обычно достаточно твердые, но очень редко ровные. Удобны импортные плоские напильники для пил. Парафинить лыжи только после заточки.

Короткие карвы после классики гораздо хуже держат на льду. В чем дело?

Чаще всего такое происходит по одной из двух причин (не считая тупых кантов):

1. Эти карвы по уровню ниже привычной классики. Например – для начинающих, на лед они не рассчитаны. Выбирайте лыжи правильно.
2. Это строгие лыжи, которые начинают работать только на скорости и начиная с некоторого угла заклона (закантовки). На классике так закантоваться трудно. Надо заниматься техникой или сменить лыжи на более покладистые.

При составлении FAQ в основном использованы реальные вопросы и проблемы моих одноклубников, для ответов — опыт моих Тренеров, материалы Георгия Дубенецкого со skis.ru и обсуждения в форуме RASC.