Из блок-схемы обеспечения безопасности мы установили два общих направления решения этой проблемы:
снижение уровня безопасности путем установления безопасных условий работы, создания эффективных орудий и средств защиты; повышение уровня защищенности человека путем более безопасного поведения.
2. Использование психологических факторов в целях повышения безопасности
Из блок-схемы обеспечения безопасности мы установили два общих направления решения этой проблемы:
снижение уровня безопасности путем установления безопасных условий работы, создания эффективных орудий и средств защиты;
повышение уровня защищенности человека путем более безопасного поведения.
Первый путь — это более четкий учет условий деятельности, правила, инструкции, новое снаряжение и новые системы защиты.
Второй путь — достижение безопасного поведения человека, в альпинизме пока используется недостаточно. Важен психологический настрой на безопасную деятельность, которая является следствием правильного отношения альпиниста к вопросам обеспечения безопасности. «Отношению не учат — его перенимают». Следовательно, все звенья от инструктора альпинизма до «высших» руководителей должны проявлять видимый и слышимый альпинистами интерес к обеспечению их безопасности. Следует отказаться от принципа «альпинизм и безопасность», где факторы, определяющие безопасность рассматриваются как отдельно стоящие, а опираться на концепцию «альпинизм в условиях безопасности». Любой НС или ЧП должны создавать общественное мнение, основанное на чувстве что в коллективе все за него ответственны. Так создается климат взаимной ответственности и коллективной уверенности, настрой на безопасность. Они еще больше укрепятся, если альпинисты будут видеть, что существует строгий контроль над выполнением правил безопасности.
Психологический настрой на безопасное поведение в борьбе мотивов является одним из путей укрепления мотивации к безопасной деятельности. Другим путем является стимуляция безопасного поведения. Стимуляция может включать поощрения экономического (предоставление дополнительных возможностей), социального (общественный резонанс) и этического (престижность) характера. Отрицательную стимуляцию можно рекомендовать в процессе обучения, т. к. «наказания» при этом будут препятствовать закреплению негативных навыков, и способствовать выработке мотивации на осторожный тип поведения. Например, при нарушении показать несоответствие требованию квалификационного уровня.
2.1 Обучение безопасной деятельности
Методы обучения базируется на анализе ошибок в действии. Ошибки разделены на две общих категории:
ошибки психомоторные (ошибки физического опыта);
ошибки принятия решения (ошибки познавательного опыта).
Анализ первой группы ошибок показал, что причиной их являются не столько недостаточные навыки или их нарушение, сколько результат неполноты сенсорного синтеза: неучет каких-то внешних условий ведет к неверной оценке обстановки, а поэтому к выбору неправильного способа действий. Следовательно, для безопасного выполнения моторных действий следует, прежде всего, выработать умение полно и правильно анализировать и оценивать сложившуюся ситуацию. Все разделы обучения альпиниста следует строить на этой основе.
В альпинизме преобладают так называемые задачи с открытым концом, т. е. есть ряд решений, но при выборе любого возникнет новое решение. Решать их следует, применяя методику, устанавливающую иерархию уровней мышления:
Знание — способность узнавать, идентифицировать отдельные явления (сенсорное восприятие).
Понимание — способность изложить, объяснить данное явление (сигнальная система).
Применение — способность в определенных ситуациях прилагать и использовать свои знания, понимания.
Анализ — способность разложить данное явление на его составляющие.
Синтез — способность по составляющим воспроизвести данное явление.
Оценка — способность критически осмыслить данное явление.
При обучении, ученика следует последовательно переводить от уровня знания к уровню понимания и так далее до уровня способности критически оценивать сложившуюся ситуацию. Способность критической оценки оказывается важной для избежания всех категорий ошибок и именно к этому уровню обученности следует стремиться для обеспечения безопасной работы. Обучать не только экономному получению высоких результатов, но и достижение их непременно безопасным путем. В этом трудность обучения скалолазов альпинизму. При обучении любому разделу альпинизма обязательна постановка мыслительных задач и проблемных ситуаций, особенно это важно при подготовке инструкторов альпинизма.
2.2 Воспитание безопасного поведения
Воспитание такого поведения это направленное влияние на психику человека с целью развить качества, способствующие безопасной работе. Воспитательные воздействия эффективны тогда, когда обучаемый хорошо информирован по данному кругу вопросов.
Воспитание можно рассматривать и как информационное воздействие (передача сведений, которые способствуют желаемому безопасному поведению) и как эмоциональное воздействие (создание психологического климата). Воспитание безопасного поведения должно создавать понимание необходимости его не только ради самого участника, но и для всего коллектива и шире — всего общества, семьи, страны.
Не эффективны общие призывы («будь осторожен!), они должны указывать конкретный образ действий и «выгоду» («Двигаться вплотную; остановив камень — защитишь товарища»). Для воспитательного воздействия необходимы «подходящее слово, подходящее время, подходящее место». Нельзя безопасное поведение сформировать методом запугивания, оно вызывает страх, негативное отношение к самому воспитанию и к самой деятельности. Поэтому нет смысла проводить анализ НС с начинающими альпинистами. Беседы и плакаты можно рекомендовать как наиболее эффективные средства воспитания безопасного поведения.
2.3 Анализ НС как метод борьбы с ЧП и НС
Анализ НС является одним из основных путей борьбы с травматизмом. Выявление истинных причин, породивших НС, дает возможность поиска путей предотвращения или снижения возможностей НС. При анализе НС должен применяться системный (в литературе — клинический) подход, т. е. выявлять не только ситуацию, но и причинность.
Особые причины происшествия проистекают из особых свойств человека и особых обстоятельств, которые надо учитывать.
Особые свойства:
— недостатки знаний и умений по самой деятельности и обеспечению безопасности;
— физические недостатки;
— психические недостатки (беззаботность, низкое чувство долга, отсутствие хладнокровия, недостаток памяти).
Особые обстоятельства:
— погодные и климатические факторы;
— утомление;
— плохое отношение к самой деятельности;
— агенты (споры, неприятности, радости);
— чрезмерное честолюбие, рвение поспешность;
— заболевание.
Особенно важно установить косвенные причины происшествия, т. е. причины, которые спадали предпосылки для происшествия.
Для анализа НС применяются еще статистический метод и метод моделирования. Статистический метод направлен на выявление общих закономерностей травматизма, и общих путей по борьбе с ним. Моделирование НС направлено на выявление тех действий, которые признаются опасными.
2.4 Профилактика НС
Важным путем профилактики НС является предупреждение опасности. Знание опасности вызывает не только сознательное противодействие ей, но порождает неосознанные процессы саморегулирования, способствующие противостоянию опасности, мобилизации ресурсов организма.
Важны не только выводы из НС, но и рассмотрение опасных ситуаций, приведших к НС или ЧП, или опасным травмам (их гораздо больше чем НС). Такие ситуации называют предпосылками и на их основе разработан метод актуализации предпосылок, т. е. установления вероятности происшествия. Обычно рассказывают о любом ЧП неохотно, опасаясь реакции руководства, повредить самому себе в своей альпинистской деятельности или желая показать себя с лучшей стороны. Поэтому собирать информацию о предпосылках должен руководитель, пользующийся доверием. Беседу следует проводить один на один в условиях доверительной беседы. Проанализировав эти опасные ситуации, факторы и причины ей сопутствующие важно выявить причины и закономерности возникновения предпосылок и изыскать пути для снижения вероятности опасных ситуаций, такие контакты повышают взаимное доверие, побуждают участников больше анализировать свои действия.
2.5 Правила безопасности
Правила безопасности это узаконенные нормы поведения в процессе деятельности в условиях альпинистского маршрута. Они указывают опасные факторы, запрещают образ действий и поведение, которые могут повлечь НС. Правила надо превращать в закон — его нарушить труднее. Правила должны включать минимум пунктов, т. к. многочисленность снижает их эффективность. Сокращение пунктов возможно за счет:
исключения ненужных требований;
исключения очевидных требований;
перевод пунктов в учебники;
ликвидация повторов и дублирования.
Правила должны быть подкреплены плакатами в учебной части, предупредительными щитами на маршрутах.
3. Задачи и пути решения проблем безопасности в альпинизме
Для решения проблем безопасности в альпинизме, кроме решения ряда организационных вопросов и вопросов материального обеспечения, на первый план выступают обучение и воспитание. Следует осуществить совершенствование методик обучения и совершенствования альпинистов, приняв за основу уровни мышления, и главной задачей поставив добиться умения выбора правильных решений, анализируя и критически оценивая обстановку. Необходимо обеспечить направленность на безопасность, для чего при обучении должны быть выделены приемы, обеспечивающие безопасность, которые осваивать в комплексе с приемами, обеспечивающими передвижение. В процессе воспитания необходимо создать прочную мотивацию безопасности.
Анализ НС должен быть глубже с тем, чтобы рассматривались все факторы, и устанавливалась причинность. Выводы по анализу НС, а также рассмотрение ЧП должны быть достоянием альпинистов-спортсменов, чтобы на этой основе они извлекали для себя опыт.
В разрядных требованиях и при подведении итогов соревнований должны учитываться критерии безопасности.
В нормативной документации необходимо акцентировать внимание на вопросах безопасности, избегая формалистики и перестраховки. Надо помнить, что любые препоны порождают стремление их обойти.
Необходимо разработать методические рекомендации и руководства, создать наглядные пособия по темам, связанным с безопасностью альпинистской деятельности.