Командный трехэтажный бункер для метрополитена в самом центре города, законсервированные станции «Львовская брама» и «Телички», а также заброшенные туннели возле самой оживленной развязки киевского метро и многое другое — все тайное, рано или поздно становится явным.
Командный бункер
Пожалуй начнем с самого грандиозного по подземным меркам строения — командного бункера возле станции метро «Арсенальная». Для нужд метрополитена во времена «холодной войны» между США и СССР, было решено построить командный бункер в самом центре Киева. Для того чтобы замаскировать строительство, его начали за зданием секретного в то время завода «Арсенал». Работы велись в 3 смены, были сооружены шахты и рудворы, землю вывозили ночью за город в накрытых брезентом грузовиках. Когда основные работы по выработке штолен и сооружению спецблока были окончены — СССР развалился и о секретном строительстве забыли. Часть маскировочных сооружений на поверхности в виде обычной бойлерной и заваренный решетками выход на перегон «Крещатик»-«Арсенальная» — вот и все, что осталось от строительства очередного грандиозного бункера на случай атомной войны.
Станция «Львовская брама»
Станцию «Львовская брама» начали строить в середине 1991 года, но работы были заморожены из-за отсутствия комплексного решения реконструкции Львовской площади, где запланирован выход со станции, и, главным образом, по причине нехватки средств. Сроки окончания строительства многократно переносились и до сих пор неизвестны, хотя станция практически готова.
Станция «Телички»
Строительство станции «Телички» началось в 1990-х годах, были построены две платформы на участке между станцией «Выдубичи» и Южным мостом. Работы были прекращены в 1992 году. Причиной остановки строительства было то, что станция находится в районе с промышленной застройкой с недостаточным пассажиропотоком. По состоянию на 2012 год никакие работы по достройке станции не ведутся, проектные работы также заморожены.
Станция «Герцена»
Строительство станции «Герцена» тоже началось в середине 1990-х годов. Станция была спроектирована пилонной. Выход со станции планировался недалеко от Киевского мотоциклетного завода и Института международных отношений (в прошлом — Высшая партийная школа при ЦК КПУ).
Однако Киевский мотоциклетный завод уже сворачивал свою деятельность в экономически тяжелые 1990-е годы, что, в свою очередь, уменьшило пассажиропоток в этом районе. В связи с этим в целях экономии и ускорения строительства линии по срокам от строительства станции было решено отказаться.
Станция должна была открыться вместе со станций «Дорогожичи», но городская власть приняла решение в 2000-м году открыть только «Дорогожичи», а «Герцена» сделать технической станцией, построив совмещённую тягово-понизительную подстанцию (СТП), платформы-мостики в перегонных тоннелях и аварийный выход на поверхность.
Интересные факты:
- состав в тоннеле может остановиться только по той причине, что предыдущий перед ним состав задерживается по вине медлительных пассажиров на станции,
- крыс и мутантов в тоннелях нет — тоннели моют чаще, чем вы свою машину (если она у вас есть) и осматривают каждую ночь,
- в случае войны метро может послужить бомбоубежищем. На каждой станции существуют металлические двери, которые в закрытом состоянии способны выдержать даже ядерный взрыв (так называемые гермозатворы),
пассажиропоток высчитывают по весу состава — под рельсами на каждой станции установлены датчики веса и по данным с них в конце суток делаются расчеты,- пассажиропоток высчитывают по количеству проходов через турникеты,
- между станциями «Нивки» и «Берестейская» состав метро проходит над железной дорогой — небольшой отрезок крытого моста, над которым проложена автомобильная дорога мало известен, но проходящий состав можно без проблем услышать и почувствовать вибрацию под ногами.
Заброшенные тоннели
И напоследок о самом интересном месте, где планировалось даже сделать музей метрополитена (эх, мечты — музей метро в заброшенном тоннеле метро!). Оно возникло тогда, когда в Киеве решили построить станцию метро «Золотые ворота». Растущий город нуждался в новой транспортной артерии, но в устоявшейся транспортной структуре в центре города места было не много. «Крещатик» уже имел пересадку на «Площадь Октябрьской революции» (ныне «Майдан»), строить на «Университете» не позволял масштабный подземный узел связи. Был предложен уникальный проект пересадочного узла, для его осуществления необходимо было возвести новую станцию на действующей красной ветке метро. Оенью 1987 года новая станция «Ленинская» («Театральная») была готова. Старый перегон первой очереди метро постройки 1960 года между станциями «Университет» и «Крещатик» был отрезан бетонными пробками. Рельсы практически на всем протяжении были демонтированы, а на базе заброшенных тоннелей сделан вентиляционный узел соседних перегонов. Люди давно забыли про этот перегон метро, так и стоит он глубоко под землей обрастая легендами.
Проект депо «Бортничи»
После открытия станции «Харьковская» метрополитен не имел в планах продлевать линию и планировалось построить депо «Бортничи» (посредством намыва северной части озера Вырлица). По этой причине в сторону озера были выведены тоннели, но строительство депо так и не началось, а в начале 2000-х годов появилась идея размещения депо в районе Красного Хутора.
От несостоявшегося депо остались тоннели протяженностью около 200 метров, но любой проход к ним давно уже забетонирован со стороны станции «Харьковская». На поверхности ещё можно их увидеть, но, к сожалению, они полностью затоплены.
Материал: zametkin.kiev.ua