Часто обсуждая скалолазание люди не опознаны в премудростях этого вида занятий часто фантазируют или преувеличивают/приуменьшают те или иные нюансы сего занятия.
Разбор нескольких типичных заблуждений человека, знакомого со скалолазанием лишь отдаленно, то есть, обычного человека. Нам в этом нелегком деле будут помогать Игорь и Таня, молодая пара, относительно недавно пришедшая на скалодром и за весьма небольшой период достигшая хороших успехов. Познакомимся с ними поближе.
Игорю 27 лет, его рост 181 см, вес 78 кг, он инженер, в прошлом занимался футболом и ушел из спорта из-за разрыва связок. Тане – 23, ее рост 165 см, вес 55 кг, за спиной медицинская академия, пять лет занятий йогой и танцами (на вопрос «какими именно» лишь отмахнулась и полезла на стену).
Теперь, когда наши ассистенты готовы и представлены, можем приступать к разбору полетов.
И начать хотелось бы с самого важного.
Инстинкт самосохранения – один из ведущих в нашей жизни, он оказывает на нас огромное влияние, и с этим необходимо считаться. Иногда мы выбираем вид спорта, основываясь на том, какой вред при наихудшем раскладе он может нам причинить. Развенчивать самые популярные мифы мы начнем с пары предположений, связанных именно с инстинктом самосохранения.
1 «Это может быть опасно для моей жизни и здоровья».
Игорь записался на пробную тренировку по скалолазанию только потому, что поддался (как он себе пообещал, в последний раз) на уговоры своей подруги Тани, просто горевшей желанием попробовать скалолазание еще со школьной скамьи, но набравшейся решимости только сейчас. Разумеется, он смотрел известные фильмы, где из группы скалолазов выживает в лучшем случае половина, а другая половина по причине несчастного случая героически жертвует собой.
Однако, будучи русским человеком, Игорь понадеялся, что за одну тренировку ничего страшного ни с Таней, ни с ним не произойдет, и смирился. Каково же было его удивление, когда выяснилось, что люди лазают по скалам со страховкой, которая не позволяет им упасть и разбиться, на голову обычно надевается каска, а вероятность смерти (и, что немаловажно, получения тяжелых травм) в скалолазной среде стремится к нулю.
Конечно, никто не отменяет мозоли на пальцах и ладонях, синяки и ссадины на коленях, локтях и прочих местах, а так же возможные растяжения и вывихи при лазании, но все это то, чем платят скалолазы за спорт своей жизни.
2 «Чтобы заниматься скалолазанием, нужно не бояться высоты».
Беда пришла, откуда не ждали. Когда Игоря учили обеспечивать страховку лезущей Тане, та остановилась чуть выше середины трассы, стиснув зацепы окаменевшими от страха руками, и заявила вполне отчетливо, что никуда больше не полезет.
Оказалось, что она боится высоты, у нее кружится голова, и что лазать она больше не хочет. В тот раз терпеливостью Игоря и уверенностью инструктора удалось девушку со стены благополучно спустить (на самом деле, они просто подождали, пока визжащая Таня от усталости отпустила зацепы); а уже через некоторое время, увидев успехи своего молодого человека, она сама, сжав зубы, поднялась до самого финиша.
Теперь же они оба вспоминали тот случай со смехом – оказалось, что страх высоты, будучи абсолютно иррациональным, со временем уходит, оставляя вместо себя уверенность в снаряжении и напарнике. Когда Таня поверила, что высота сама по себе ничего ей сделать не сможет, она стала лазать осторожно, но гораздо спокойнее.
Давайте разберемся с мифами о физической составляющей скалолазания, коих в своей голове наши герои разрушили немало.
3 «Мне уже поздно начинать. Нужно лазать с детства, чтобы чего-то достичь».
Самое первое убеждение, поселяющееся в голове человека, который пришел на первую тренировку. Как мы помним, Игорю и Тане было уже хорошо за двадцать, когда они пришли к нам. И оба прекрасно понимали, что чемпионами им не стать, в чем, к сожалению, почти на сто процентов были правы. Действительно, лучшие результаты показывают ребята, начавшие заниматься в десятилетнем возрасте, а то и раньше, но надо помнить, что к восемнадцати годам у них набирается восьми (!) летний стаж.
Игорь и Таня только в начале пути, и, если их отношение к тренировкам не изменится, и они будут и дальше столь самоотверженны, как сегодня, успешные выступления на любительских соревнованиях разного уровня не заставят себя долго ждать.Если же их цель – держать себя в форме, то, независимо от возраста, при должном усердии на тренировках они неизменно будут ее достигать.
4 «У меня не получится. Нужно быть более сильным/гибким/легким (нужное подчеркнуть)».
На первых порах бывает довольно трудно. Человеку, не знакомому со спецификой скалолазания, непонятно, как проходить ту или иную трассу, как делать то или иное движение, чтобы не сорваться. Начинает казаться, что ему чего-то не хватает: силы, гибкости – или, наоборот, у него избыток килограммов. Зачастую, так оно и есть. Но разве не для этого и существуют тренировки, чтобы прибавить в одном, другом и убрать третье?
Почти все время, кроме специально отведенного на самостоятельное знакомство с трассами и особенностями своего тела в контексте лазания, скалолаз находится под руководством тренера, который подскажет, где нужно прибавить, и как это правильно сделать.
5 «Это спорт для высоких».
Вернемся к нашим ассистентам. Игорь ощутимо выше Татьяны, и в самом начале довольно часто бывало, что он легко дотягивался за счет роста до зацепов, куда немогла дотянуться она. Ей приходилось подпрыгивать и, как следствие, чаще срываться. Однако чуть позже, когда ребята познакомились с азами техники, пользуясь ими, Таня стала без труда проходить трассы, которые давались Игорю, как ей раньше казалось, исключительно из-за его роста.
Путь совершенствования в скалолазании лежит не через отрицание особенностей своего тела, а через их принятие. Высокие люди пользуются своим ростом, но они тяжелее; люди пониже легче, и им проще делать технически грамотные движения. Сколько людей, столько способов прохождения трасс, и, если они подразумевают грамотное использование ресурсов тела, все они верные.
6 «Самое главное – сила рук».
Где-то через несколько месяцев занятий Игорь бросил шуточный вызов Тане, и они попросили инструктора придумать им трассу поинтереснее. Когда трасса была показана, ребята стали пытаться ее преодолеть.
Первым лез Игорь. Он с трудом прошел трассу с пятой попытки практически на одних руках. Он был намного сильнее Татьяны, даже пропорционально, – он подтягивался уже тогда пятнадцать раз, Таня же – всего четыре или пять; поэтому Игорь был уверен в своей победе и внутренне ликовал.
Но Таня прошла трассу с четвертой. Вместо того чтобы лезть одними руками, она почти правильно ставила ноги и работала корпусом, что дало ей преимущество и значительно облегчило передвижение.
С тех пор посрамленный Игорь зарубил себе на носу, что без техники лазания грубая сила ни на что не годится.
7 «Это слишком просто для меня», «Это слишком сложно для меня».
Два этих, казалось бы, противоположных, мифа вынесены нами в один пункт, так как они имеют общую природу и подводят своеобразный итог нашей статье.
В самом начале, Игорь, когда легко проходил трассы, где возникали сложности у Татьяны, стал укореняться во мнении, что скалолазание – больше спорт для девочек, а ему нужно что-то потяжелее, поазартнее. Однако, тренер смог развеять это заблуждение парня, давая ему более техничные трассы, где ни силой рук, ни ростом было не пройти. У Татьяны же была обратная ситуация: она видела, как легко справляется с трассами ее молодой человек, и наравне с гордостью за него у нее появлялось чувство зависти. «Мне бы его рост», — думала она.
Ей понравилось скалолазание, но, она решила, что будет им заниматься лишь изредка, наверное, летом, когда можно будет выехать на живые скалы. Потом Тане было предложено отработать некоторые технические движения на более простых трассах, с которыми она могла справиться; и эта подготовка вместе с улучшением физической формы позволила ей пройти все трассы, где у нее возникали трудности ранее, и вдобавок, пару более трудных.
Если лазать слишком простые или, наоборот, слишком сложные трассы, интерес пропадет запросто. Развитие в любом виде спорта – процесс долгий и трудоемкий. Задача тренера – ставить труднодостижимые цели, отталкиваясь от текущего уровня спортсмена. Диапазон сложности трасс на нашем скалодроме очень широк, что позволяет тренироваться вместе скалолазам разного уровня подготовки.
Теперь Игорь и Таня занимаются уже почти год. Они выкладываются на каждой тренировке, пытаются каждый раз пройти что-то новое, не боясь совершать ошибки. И прогресс не заставляет себя ждать. Надеемся, мы смогли развеять несколько мифов о скалолазании и рассказать о нашем виде спорта от лица основных действующих лиц – самих спортсменов.
Смело пробуйте новое, и не позволяйте заблуждениям сбивать вас с пути. Успехов вам!
Автор: Михаил Тарханов, команда скалодрома «BigFoot Екатеринбург»