Что же, и как надо делать, придя на горку с мешком?
— Прежде всего, еще до, послушав прогноз погоды, определите место полетов или откажитесь от них.
— Придя на горку, выберите склон наиболее пригодный под данный ветер, он должен быть как можно более перпендикулярен направлению ветра. Если с приглянувшегося вам склона никто не летает или вы не видели, что его используют для полетов, хотя на других вы видели пилотов, лучше перейти на другой.
— По возможности не летайте один.
— Контросклон, если он есть, должен находиться как можно дальше, его близость определяет предельное значение ветра, при котором можно летать.
— Посидите минут 10-15 на горке и понаблюдайте за ветром по деревьям и траве внизу, и на склоне.
Оденьте шлем.
Оденьте подвеску (при слабом ветре подвеску можно одевать перед проверкой строп).
Пряжки должны заклиниваться и не давать лентам распускаться, обязательно проверьте это.
Проверьте ножные обхваты, грудную перемычку. Затяните посильней.
Разложите параплан на склоне подковой, поверхностью со стропами вверх, воздухозаборниками выше по склону. Возьмите в руки свободные концы и отойдите ниже по склону, так, что бы ни одна стропа не проходила под куполом. Если ветер вам мешает, пристегните концы сразу к подвеске, а клеванты возьмите в руки. Натяните стропы и убедитесь, что каждый ряд строп идет к своему свободному концу (можно проверять только первый ряд строп на предмет раздельности от других и не перекрученности), и не перепутывается с другими. Развернитесь к куполу спиной и пристегните концы, представив, как будет в полете, при этом первый ряд строп должен быть сверху. Зафиксируйте карабины. Возьмите клеванты, проверьте, что они не запутаны и идут ровно к колечкам, пришитым к свободным концам. Концы должны быть не перекручены, и ровно идти до карабинов.
Для заднего старта, развернитесь через удобную для вас сторону лицом к куполу. Встав точно по центру купола, натяните равномерно верхний (первый) ряд строп, помогая перетягиванием купола клевантами. Картина должна получиться симметричная и по положению параплана на склоне и по натяжению строп. Представьте, что вы в полете берете передний ряд строп, обойдя все остальные руками с наружной стороны. Вот точно так и надо взять из-под низа с наружной стороны передние два ряда строп (или один первый) в руки за кольца, причем одинаково в левую и в правую, разница в сантиметр-два может привести к неравномерности подъема купола. Спина должна быть не перекошена, то есть кисти рук должны находиться на одинаковом уровне. Если ветер немного сбоку: либо дождитесь, когда он подует в спину, либо чуть повернитесь спиной в сторону ветра (и стартовать придется чуть вбок, но совсем немножко), при этом равномерное натяжение первого ряда должно сохраняться.
Перед самым подъемом купола не мешает лишний раз развернуться и проверить, что вам ничто не помешает стартовать, бросьте взгляд на кусты внизу: не идет ли порыв.
Итак, стоя спиной к направлению предстоящего старта, вы мощным движением туловища назад выводите параплан над головой, при этом руки должны оставаться на одном уровне, т.е. не перекашивайте спину и не спешите разворачиваться. Поднимая купол, осмотрите его, нет ли завязок, не перепутаны ли стропы, если что-то не так, отпустите концы и затяните до предела клеванты, положите параплан на то же место (эти действия можно проделывать как упражнение, они так же помогают ровней разложить параплан). Разворачивайтесь только когда вывели купол над головой. При этом продолжайте движение вперед. Если купол уходит в какую-нибудь сторону, подбегайте под него, но не перекашивайте концы и не прекращайте движение вперед. После выхода купола над головой, надо отпустить концы и, если купол вас обгоняет, слегка затормозить его клевантами, затем, не прекращая движение поднять руки вверх и, наклонившись вперед разогнаться. Параплан сам вас снимет со склона. Нельзя приседать (т.е. усаживаться в подвеску, еще не взлетев) и подпрыгивать перед отрывом (провис строп во время подпрыгиваний приводит к подсложениям, и вы можете поиметь по полной программе, оторвавшись с асимметричным подломом кромки). Сразу после отрыва, оказавшись в воздухе, можно вытянуть клеванты на уровень плеч. Не затягивайте клеванты слишком сильно — это опасно, не ищите в нихопоры.Сильное затягивание клевант может привести к заднему свалу. Во время полета все движения должны быть плавными, не допускайте резких движений (кроме прокачки при складываниях). Хотите повернуть в право, плавно опустите сантиметров на 15-20 правую руку, а левую, либо оставте как есть, либо поднимите выше. Параплан начнет поворот не сразу, а через несколько секунд, подождите завершение разворота и плавно верните руки на уровень плеч. Если вы слишком зажали клеванты и вам кричат: «Отпусти клеванты», не надо поднимать руки как по команде Хен де Хох, это приведет к прыжку купола вперед. Просто плавно поднимите руки до уровня плеч.
Если купол ушел назад, и из этого положения, набирая скорость, начинает двигаться вперед, слегка затяните клеванты (это называется отловить купол).
Если вас начинает раскачивать, примите средне положение клевант, т.к. без достаточного опыта попытка компенсировать качки параплана могут привести к еще большему раскачиванию.
Еще стоя на старте вы должны определить, куда надо лететь и где приземляться. Перед местом посадки не должно быть высоких деревьев или других препятствий, способных создать возмущения, проходящего воздуха.
Перед самой землей, на высоте метр-полтора, начните плавно затягивать клеванты и где-то на высоте полметра затяните их до предела. После приземления постарайтесь не перешагивать через стропы. Если вас накрыло куполом, не переcтупая с ноги на ногу, перебросьте все стропы через себя в одну сторону.
Укладывая параплан в сумку, следите, что бы молния не закусила ткань.
Лучше параплан не мочить, особенно из отечественной ткани, т.к. вымывается пропитка.
А на мокром параплане в сырую погоду лучше не летать.(Летом после легкого дождя параплан просыхает буквально после первого полета)
Намокший купол лучше своевременно просушивать. За неделю во влажном, теплом куполе может завестись плесень отлично жрущая пропитку, а в дальнейшем, что бы ее активизировать достаточно будет влажной погоды.
Лучше не оставлять купол под прямыми лучами солнца, материал теряет прочность.
Прокачкой называются сильные и быстрые движения рук с клевантами вниз, иногда до уровня задницы, без фиксации рук внизу! Прокачка повторяют, если не помогло, но подряд не более двух-трех раз. При подсложениях прокачивается подсложенная сторона, при этом с другой стороны слегка затягивается клеванта для предотвращения вращения. Прокачка обоими клевантами осуществляется при подломе передней кромки. При сложениях близких к половине,а на клеванте нет давления, прокачка сложенной части скорее всего не принесет результата. Предотвратить вращение можно переносом веса на нормально работающую половину, и затянув (не до свала) соответствующую работающей части клеванту и, либо приземляться в таком положении, либо попробовать симметричную прокачку (что, скорее всего, может привести к развороту, поэтому надо десять раз подумать).
Данные рекомендации предназначены в помощь новичкам, летающих на куполах класса стандарт, но справедливы, в основном и для всех остальных аппаратов, а так же они не могут являться самоучителем, предназначины в помощь, при занятиях с инструктором.
Удачных полетов.