Шоссейник служит для езды по асфальтному покрытию. Основная задача шоссейного велосипеда — скорость. Они имеют облегченную раму с малой базой, руль с перепадами (в народу рога, или бараньи-рога), тонкие колеса плотно накачены воздухом «однотрубка», или специальными камерами с покрышкой. Колеса имеют 28 дюймов в диаметре, с очень зауженными шинами. примерно 18-28 мм. Рама высокая и короткая, сделанная из карбона, алюминия, титана и других типов высоколегированых металлов. Жесткая вилка. Низкая посадка велосипедиста. Шоссейный велосипед оснащают клещевыми тормозами. На современных шоссейных велосипедах имеется «манетка», которую ставят в ручки тормозов.
В 1938 регламентом УСИ (Union Cicliste Internationale) зафиксирована конструкция шоссейных велосипедов для командных гонок. У велосипеда большие передаточные числа, вес такого байка меньше десяти килограмм. Самые известные велогонки мира, такие как Tour de France и Paris-Roubaix используют шоссейные велосипеды.
Новичку ездить на шоссейном велосипеде по началу сложно, так как он жесткий и маневренный.
В нашей стране они не очень распространены так как для них нужна ровная дорога. На самом быстром виде велосипеда профессионал может развить скорость до 70 км в час. На ровном асфальте скорость шоссейного велосипеда будет на 7-10км больше чем у горного при тех же затратах энергии. Но на не ровном, владельцу шоссейного велосипеда придется много маневрировать, что существенно снизит его скорость. Он не подходит для туристических вылазок, так как ни по чем кроме асфальта ему ездить не дано. Шоссейный велосипед служит для быстрой езды и потому его маневренность не очень хороша. Также практически всегда на велосипеде отсутствуют места для крепления крыльев и багажника, это сделано для уменьшения веса, и сужает область потенциального применения.
По сравнению с горным или даже городским велосипедами, цена на шоссейный велосипед явно завышена, но он требует специализированного и дорогого обслуживания.
Велосипеды для треатлона являются разновидностью шоссейного велосипеда, у них слегка другая геометрия рамы, и часто колеса имеют разный диаметр.