Определенного правила при выборе доски нет. Например, опытный карвер может использовать доски практически любой длины. Если вы выбираете свой первый сноуборд, или размышляете о приобретении очередной доски, примите во внимание эти соображения.
Помнится, до появления карвинговых лыж был такой проверенный метод определения подходящей пары: нужно было покупать те лыжи, которые доходили вам до кисти поднятой над головой руки. У нас, сноубордистов, никогда не было подобного правила, поскольку опытный карвер может использовать доски практически любой длины в
40-сантиметровом диапазоне (и даже больше), применяя их для разных целей. Если вы выбираете свой первый сноуборд, или размышляете о приобретении очередной доски, примите во внимание следующие соображения:
1. Длина
В общем, длина доски определяет три вещи: её маневренность (т. е. насколько легко управлять доской, НЕ используя резаное ведение), стабильность на скорости и хватку канта. Чем дека длинней, тем труднее будет заставить ее изменить направление движения, сбрасывая хвост. Это практически не имеет значения в резаном повороте, поскольку в этом случае мы не пытаемся рулить доской. Однако это становится важным в те моменты, когда используется плоское ведение, а их у вас будет достаточно и во время обучения, и во время спуска по неподготовленным склонам. Если вы новичок в жестком сноубординге, то доска повыше подбородка и пониже кончика носа станет подходящим выбором.
Чем дека короче, тем менее стабильна она будет на высоких скоростях. Помимо прочего, это следствие того, что радиус бокового выреза обычно увеличивается и уменьшается вместе с размером доски. Чем меньше этот радиус — тем «вертлявее» сноуборд, но об этом чуть ниже. Длинные доски стабильны на скорости по нескольким причинам. Из-за своей длины и веса, они, в общем, лучше демпфируют, т. е. гасят вибрацию. Неровности рельефа и изменения качества снега вызывают у них гораздо меньший резонанс, поскольку их воздействие поглощается по всей длине канта, оказывая меньшее влияние на всю систему. Среди других снарядов, чья стабильность повышается вместе с длиной, можно назвать скейтборды, серфы, яхты, мотоциклы и корабли.
Хватка канта во многом зависит от стабильности, именно поэтому у длинных досок её больше. Вот почему гонщики, как лыжники, так и сноубордеры, участвующие в скоростных дисциплинах (салом-гигант и выше) используют относительно длинные снаряды. Мы не собираемся сейчас углубляться в изучение физических основ этого процесса, поскольку они достаточно сложны. Так, с одной стороны, верно утверждение, что лезвие канта, сжатое до состояния «точки», будет иметь максимальную удерживающую силу — именно поэтому скалолазы используют ледорубы. Но никто никогда не видел ни спортсмена-горнолыжника на сноублейдах, ни сноубордера, проходящего GS трассу на 150-сантиметровой доске. Можно еще много сказать в пользу стабильности по отношению к хватке кантов, но пока вы учитесь, маловероятно, что вы будете развивать такие скорости, когда по-настоящему длинная доска будет необходима.
Многие производители, в дополнение к общей длине сноуборда, указывают «рабочую длину канта» и иногда еще «эффективную длину канта». Рабочая длинна — это общая длина минус длина загнутого носа и пятки. Доски схожего назначения, например гоночные и фрикарвинговые, обычно имеют близкие соотношения рабочей и общей длины. Те доски, у которых рабочий кант короче, будут легче управляемы на неподготовленном склоне, но только ценой уменьшения хваткости. Эффективная длина канта, по большому счету, является бесполезной цифрой, так как представляет собой реальную длину рабочего канта, измеренную вдоль кривой бокового выреза. Две доски с одинаковой рабочей длиной, но разными радиусами бокового выреза, будут иметь разный эффективный кант, но кому это надо?
2. Радиус бокового выреза
Во-первых, радиус — это что? — правильно, расстояние от центра окружности до нее самой. Боковой вырез сноуборда представляет собой часть большой окружности с определенным радиусом. Вырез большинства досок имеет несколько отличающуюся от чистой окружности форму, например, параболу, эллипс, смесь двух или больше радиусов, или что-нибудь еще. Но для удобства и совместимости в качестве характеристики выреза указывают радиус, или эквивалентный радиус, в метрах.
Во время спуска форма поворотов напоминает полукружья, вырезанные в снегу. Не будь у доски бокового выреза, нас бы просто унесло по прямой в лес. Когда мы ставим доску на кант, вырез позволяет согнуть ее в дугу, напоминающую по форме наши резаные следы. Чем больше угол закантовки, тем больше сгибается доска, и тем уже становится поворот. Радиус выреза характеризует кривую, когда сноуборд лежит плоско. Следовательно, эта цифра на самом деле чуть больше максимального радиуса резаного поворота, который можно выполнить на этой доске. Под «резаным» имеется в виду поворот, когда весь рабочий кант проходит по одному и тому же пути на снегу без какого либо бокового соскальзывания.
Скорость и радиус поворота находятся в обратно пропорциональном отношении. То есть, чем быстрее вы движетесь, тем меньшего радиуса повороты вы способны выполнять при данном радиусе бокового выреза. Две доски с разными боковыми радиусами способны вырезать дугу одного и того же размера, но доску с бОльшим радиусом бокового выреза придется для этого разогнать до большей скорости (подробно это обратное отношение обсуждается в большой и труднопереводимой статье Джека — «Физика резаного поворота» — прим. Focus). Что касается длины сноуборда, то большой радиус выреза добавит стабильности на высокой скорости, но сильно осложнит жизнь в узких местах или среди толпы катающихся. В действительности, доски с большими радиусами выреза просто не способны нормально резать повороты на маленьких скоростях.
Радиусы в пределах 8 — 11 метров, в зависимости от вашего веса и размера, обычно используются в слаломе (SL), для коротких поворотов и небольших скоростей. Это хороший вариант для первой жесткой доски, поскольку вы сможете резать повороты на приемлемой для новичка скорости. Стоит также учесть ширину предполагаемых склонов и обычное количество катающихся, которых вам придется объезжать.
3. Ширина талии
Ширина талии измеряется строго поперек доски в ее самой узкой части, дается обычно в миллиметрах. Чем уже доска, тем быстрее она будет перекантовываться, тем «живее» она будет ощущаться. Чем она шире, тем легче её будет вести по неподготовленному склону, тем устойчивее она будет ощущаться при плоском ведении. При переходе с широкой доски на узкую поначалу может показаться, что она так и норовит уронить вас на бок, но это скоро пройдет. Ширина доски — это дело вкуса: некоторые профессиональные гонщики не прикоснутся ни к чему уже двухсот миллиметров, другие — шире 180.
Для большинства карверов углы установки креплений в районе 57 — 63 градусов стали нормой. Новичку будет легче осуществить переход с мягкого ботинка, выставив углы около 50 — 55 градусов. Если вы уже хорошо режете дуги на своей мягкой доске — этот переходный этап можно пропустить.
Размер ботинка и ширина талии во многом определяют углы креплений. Лучшие углы — это те, при которых носки и пятки ботинок находятся максимально близко к бортам доски, но не вылезают за них, если смотреть прямо сверху. Для новичка допустим небольшой вынос ботинка за край доски, поскольку, вероятнее всего, он не станет кантовать доску до такой степени. Прогрессируя, этот вынос необходимо убрать. Выбирайте себе снаряд, на котором вы сможете уместить свои ботинки под желаемым углом.
4. Жесткость
К сожалению, для сноубордов пока не существует универсального показателя жесткости. После того, как вы прокатитесь на трех или около того досках, вы сможете легко составить свое мнение о жесткости доски, просто прогнув ее руками. В идеале, жесткость доски нужно подбирать, исходя из своего веса и того, насколько быстро вы собираетесь гонять на ней.
Высокие скорости порождают большие центробежные силы, и доска должна быть достаточно жесткой, чтобы уравновесить их. Если сноуборд слишком мягок для вашего веса и/или скорости, он просто сложится в дуге и потеряет способность резать. Доской, которая слишком жёстка для вас, будет трудно управлять. К счастью, производители уже давно уяснили, кому какие доски обычно подходят. К тому же, пределы подходящей жесткости достаточно широки.
Некоторые мелкосерийные производители могут подогнать жесткость стандартной модели под ваш вес без дополнительной платы. Или, если вы готовы за это заплатить, вы можете заказать доску, сделанную специально под вас. Однако, вероятнее всего, вы сможете легко найти подходящую серийную деку.
5. Сужение
Сужение — это разница между шириной носа и шириной хвоста, когда хвост чуть уже, чем нос. У некоторых досок это сужение есть, у других — нет. Пара моделей даже имеет обратное сужение. Смысл сужения в том, что оно позволяет легче освобождать хвост при завершении очередной резаной дуги. Иметь доску с сужением, или без него — это дело личного вкуса. Некоторые уверены, что оно помогает быстрее перекантовываться. Они характеризуют доски без сужения как «цепляющиеся хвостом», в то время как другие утверждают, что такая конструкция позволяет завершить карв более «четко». Множество фрикарвовых досок имеют сужение для легкого выполнения скользящих поворотов вне трасс и на целине. Если вы нашли доску, которая подходит по длине, ширине, радиусу выреза — берите ее, не обращая внимания, есть ли у нее сужение или нет. Во время спуска вы, вероятно, просто не будете этого замечать. Единственный способ сказать, нравятся вам доски с сужением или без — это самому попробовать и то, и это.
6. Разные типы жестких досок
В процессе эволюции жесткие доски разделились на три базовых категории: универсальные, фрикарвинговые и гоночные (в оригинале: all-mountain, freecarve, and race). Иногда между универсальными и фрикарвинговыми досками ставят знак равенства.
Волкам в овечьей шкуре, универсальным доскам хватает рабочей длины канта и жесткости, чтобы прорезать по-настоящему серьезную траншею. Но в то же время они имеют длинный, округлый нос и пятку, достаточно широки для того, чтобы использоваться на любом склоне, включая целину, бугры и внетрассовое катание. На них можно стоять как в жестких, так и в мягких ботинках, если вы сможете поставить свой мягкий бот под адекватным углом. Если вам нравится скоростные спуски по отратраченным склонам, и в то же время хочется катнуть со своими мягкими друзьями вне трасс, что-то именно из этого типа досок стоит выбирать, если вы собираетесь иметь только один сноуборд. Также, это прекрасные доски для новичков, для бордеров-по-выходным, а также для лыжников, поскольку это наиболее прощающие из всех жестких досок. Округлый хвост не стремится «защелкнуться» в резаную дугу, позволяя делать все что угодно. Лыжникам такие доски нравятся по той простой причине, что они могут встать на нее прямо в своих лыжных ботинках. Возможность с легкостью менять доску на лыжи и обратно делает их жизнь ярче.
Фрикарвинговые доски — это почти гоночные снаряды, только чуть мягче, чуть шире, со скругленным носом и хвостом. Также отличаются меньшим, по сравнению с гоночными досками той же длины, радиусом бокового выреза, чтобы можно было резать снег на небольших скоростях. Они разработаны так, чтобы быть более прощающими, легкими в управлении на множестве склонов. Это хороший выбор для тех, кто хочет приобщиться к карвингу и не может позволить себе иметь больше одного комплекта. Они также хороши для людей небольшого веса и для тех, кто не собирается участвовать в гонках и бороться за каждую долю секунды.
Гоночные доски представляют собой точные копии снарядов, используемых профессиональными гонщикам, сконструированы для достижения максимальных скоростей и эффективности на трассе. Однако это не означает, что вам обязательно быть гонщиком, чтобы их использовать. Именно к этому типу досок вы потянетесь, когда раскроете свой потенциал карвера. Они имеют минимальный нос и пятку, являются самыми жесткими сноубордами из всех. В хороших условиях подходящая по размеру гоночная доска сделает все, что вы сможете задумать. Их хватка на льду лучше всех остальных типов досок, однако справитесь вы со льдом или нет, все же зависит от вас. Раз попробовав, вы вскоре обнаружите себя вожделеющим всех размеров и типов гоночных сноубордов, от коротышек, едва доходящих до плеча, для быстрых кроссандеров, до монстров выше головы для скоростных поворотов на широких полях. Только постарайтесь не растратить свои сбережения в попытках скупить их все.