Наша страна может гордиться уникальным альпинистом Владиславом Терзыулом, который покорил 14 вершин высотой более 8000 метров. Подобных ему людей в мире не более 40.
Геолог по образованию, он довольно поздно влюбился в горы. Но поднявшись, впервые понял, что без этого больше не представляет своей жизни. Во всех его восхождения была еще одна особенность: Терзыул принципиально не пользовался кислородными баллонами. Это при том, что другие альпинисты без них даже не пытаются штурмовать вершины.
Коллеги шутили, что в условиях разреженного воздуха хорошо себя чувствуют только облака, реактивные самолеты и Терзыул.
Но удивлял он не только физической формой. Среди альпинистов легенды ходили о бане, которую он устраивал у подножия горы. Этого раньше научился у геологов. Нагрел на огне несколько камней, накрывал их тентом — и невиданный комфорт среди гор обеспечен.
На вершину всегда поднимался с минимумом снаряжения. Обязательно брал с собой камеру, чтобы снять для удивительные кадры гор. А часто и лыжи. Пусть тяжелые, и неудобные, но какое удовольствие спускаться с восьмитысячника с ветерком.
Хладнокровие и настойчивость — две черты характера, без которых человеку нечего делать на высотах. Каждое такое восхождение может оборваться в любой момент. На Аннапурне умирает каждый второй альпинист на Чогори — каждый пятый. Нельзя подниматься со страхом. Горы принимают тех, кто приходит с уважением.
Количество покоренных вершин постоянно росло. В 2004 оставалась последняя — Макалу. Из штурмового лагеря вышли вместе с американцем Джеем Сигером. Шли порознь, каждый в своем темпе. Аккумулятор на радиосвязи садился. В лагерь они так и не вернулись.
Через 3 дня другие члены экспедиции отправились на поиски. Сразу наткнулись на тело американца. На вершине горы нашли личные вещи Терзыула, но его самого так нигде и не было. Подозревают, что сорвался в ущелье.
Надо сказать, что в официальном списке покорителей Терзыула нет. А все из-за недоразумения. Покорив Шишабангму, украинец поднялся к ее центральной вершине. Это тоже более 8000, но соседняя — на 13 метров выше. Исправить это он планировал на следующий год, и без сомнения таки бы поднялся еще раз. Но горы не отпустили.