X
    Categories: F.A.Q.

Как выбрать ролики

Сначала о неприятном: с очень большой вероятностью вы не сможете сразу определить, какие ролики вам нужны. Это связано не столько с качеством и характеристиками конкретных моделей, сколько со стилями катания: пока не покатаетесь, не поймёте, что вам нравится.

Вместо предисловия

Сначала о неприятном: с очень большой вероятностью вы не сможете сразу определить, какие ролики вам нужны. Это связано не столько с качеством и характеристиками конкретных моделей, сколько со стилями катания: пока не покатаетесь, не поймёте, что вам нравится.

Порой люди, покупавшие ролики с мечтой об артистик-слаломе, начинали активно заниматься спидскейтингом, а покупавшие «просто покататься» — переключались на фрискейт. Виды роликов отличаются также сильно, как и существующие стили катания. Поэтому не пытайтесь сразу купить что-то специальное, скажем, ролы с низким беговым ботинком и длинной рамой — вряд ли впервые встав на такие ролики, вы получите удовольствие (если, конечно, вы не конькобежец, но тогда вы и сами всё знаете ;). Начнём с простых и достаточно очевидных вещей. Запомните, а лучше запишите — ролики нельзя выбирать, ориентируясь на их внешний вид, марку, цену или технические характеристики «шасси» (колёс и подшипников). Рассказы о девушках, которые приходят и просят дать «вот те красненькие» — традиционный анекдот 🙂 Фирмы, которая однозначно лучше, не существует. Точнее так: существует ряд фирм, гарантирующих высокое качество, а вот какая из них лучше — спросите у своих ног. С ценой всё несколько сложнее — да, дорогие ролики обычно лучше, но практически всегда это профессиональные модели, ориентированные на конкретный стиль катания, и новичкам они не подойдут. Подшипники же и колеса — расходный материал, который можно легко поменять. Более того, вскоре вам придётся это сделать.

Никогда и ни за что не покупайте дешёвые китайские «погремушки». Иначе сбитые ноги и отвратительные ощущения вам гарантированы. Присмотреться имеет смысл к продукции ведущих фирм. Прежде всего, это «большая тройка»: K2, RollerBlade (RB) и Salomon. Также достойные ролики, которые можно купить производят следующие фирмы: PowerSlide, Roces, Ultra Wheels, Fila. В принципе, можно купить и Nike, но добрых слов об этой марке особо не слышно....

Если вы — новичок, то для начала разумнее всего взять приличные ролики для фитнесса. Эти ролики прекрасно подойдут для того, чтобы научиться кататься, понять, что вам требуется. Первая пара — инициация, при её выборе не стоит обращать особое внимание на технические параметры. Ощутить, на что они влияют можно только собственными ногами. Главное при покупке первой пары — выбрать ролы, которые будут удобны, которые подойдут вашим ногам. Не стоит замахиваться на дорогие профессиональные модели, но и не стоит экономить, покупая непонятную китайскую поделку. Следующую пару вы уже будете покупать осознанно, чётко представляя, что конкретно вам нужно. Для начала же мы расскажем именно о выборе роликовых коньков для фитнесса.

Как выглядят такие ролы? Это четырёх колёсные ролики с пластиковой или металлической рамой и размером колёс от 76 до 84 мм. Сам ботинок может быть или «жёстким», пластиковым, несколько похожим на горнолыжный, либо «мягким», из ткани.

Ролики — технологичный продукт, и в магазине продавец наверняка будет сыпать множеством непонятных терминов. Попробуем объяснить, что чем в ролике является, на что влияет и на какие параметры стоит обратить внимание.

Устройство ролика

На главной схеме не отмечены некоторые детали. Во-первых, это оси. Они пронзают раму и колёса насквозь. Если присмотреться, можно увидеть их головки на раме. Во-вторых, подшипники. Они находятся внутри колёс (по два подшипника в каждом колесе). В-третьих — втулки. Посление расположены между подшипниками и «распирают» их изнутри, компенсируя давление рамы с затянутыми осями. Внутреннее строение колеса показано на рисунке.

Ботинок

Выбирая себе ролики, вы, прежде всего, выбираете ботинок. Именно он и определит, насколько удобно вам будет. Разные фирмы изготавливают модели с разной колодкой, поэтому обязательно померьте ролики разных производителей. Мерить ботинок надо тщательно, аккуратно его затягивая, прислушиваясь к своим ощущениям. Малейшее неудобство при примерке обернётся кошмаром во время длительной покатушки. Поэтому сразу приготовьтесь провести в магазине, по крайней мере, пару часов.

Жёсткий ботинок

Жёсткий ботинок отлично «держит» ногу, фиксирует голеностоп. Это даёт роллеру превосходный контроль над движением. Все слаломные ролы, в том числе и легендарные Twister, имеют именно жёсткий ботинок. С другой стороны, из-за пластика, обеспечивающего такие качества, эти ролики обладают плохой вентиляцией, что будет ощущаться при длительном катании. И уж поверьте, вентиляция в роликах — один из важнейших факторов.

Мягкий ботинок

Мягкий ботинок обеспечивает достаточную для большинства случаев жёсткость и управляемость, он по природе своей удобнее и вентилируется гораздо лучше, чем жёсткий. К2 на большинстве своих моделей делает ботинок с сеточными вставками и даже воздухозаборниками 😉 Если вы рассчитываете на спокойное комфортное катание, то вам стоит присмотреться именно к моделям с мягким ботинком.

Отсутствие пластиковой оболочки в роликах с мягким ботинком приводит к тому, что разодрать их гораздо легче. Если в жёстком ботинке в пластиковую основу вкладывается мягкий сапожок, который надёжно защищён, а при необходимости его можно заменить, то с разодранным мягким ботинком уже ничего (ну или почти ничего) не сделать. Вынимающийся внутренний сапожок в жёстких ролах ценен ещё и потому, что его можно лего выстирать даже в стиральной машине. Впрочем, многие модели роликов с мягким ботинком также имеют «двойную» конструкцию с вынимающимся валенком. Но в этом случае сразу ухудшается вентиляция…

Застёжки и шнурки

Одно из основных условий комфортного катания — удобно сидящие ролики. Система шнуровки (или клипсы на роликах с жёстким ботинком) должна позволять вам грамотно посадить ботинок на ногу. Шнурки должны быть затянуты равномерно. Достаточно сильно, чтобы ботинок плотно облегал ногу, но не до упора, чтобы не препятствовать притоку крови к ступне. Существуют модели с так называемой «системой быстрой шнуровки». В этом случае шнурки легко скользят в петлях (в теории), и вам достаточно потянуть за их концы, чтобы равномерно затянуть ботинок. Если вы решили купить модель с системой быстрой шнуровки — убедитесь, что она действительно позволяет правильно зашнуровать ботинок. Ролики с мягким ботинком без шнурков (в модельном ряде К2 они имеют индекс LS) — дополнительный повод подумать…

Ходовая часть
Рама

Как уже говорилось, рама может быть пластиковой или металлической. Реально Вы вряд ли почувствуете существенную разницу. Пластиковые рамы хуже передают усилие, но лучше гасят вибрацию. Т.е. разогнаться на них будет чуть тяжелее, но ездить по нашим дорогам — чуть комфортнее. О прочности пластиковых рам можно не беспокоиться — едва ли новичок (да и, скажем честно, профессионал), сумеет сломать пластиковую раму… В любом случае, усилие, которое сломает пластиковую раму, металлическую согнет. Поэтому пусть гипотетическая надёжность рамы не станет основным критерием выбора 🙂

Существенно то, что пластиковые рамы, в отличие от металлических, очень редко делаются съёмными. А значит заменить на фитнесс-ролике пластиковую раму и поставить, скажем, 5-колесную беговую едва ли получится. Другой вопрос, надо ли?… 🙂

Длина рамы влияет на устойчивость и манёвренность роликов, а также на эффективность отталкивания. Более длинные рамы позволяют сильнее оттолкнуться и увереннее чувствовать себя на больших (относительно) скоростях, тогда как менее длинные рамы сильно увеличивают управляемость роликов, их «вертлявость». Так или иначе, не стоит бросаться в крайности: как новичку вам будет тяжело справиться с роликами, на которых стоит рама для спидскейтинга, а с другой стороны, коньки со сверхкороткой слаломной рамой будут норовить «выпрыгнуть» из под вас. Разумным выбором станет рама с эффективной длиной от 260 до 300 мм.

При покупке роликов, особенно если рама несъёмная, стоит обратить внимание ещё на один параметр: максимальный диаметр колеса, которое можно установить в эту раму. Обычно данный параметр указывается непосредственно на раме. Если в раму нельзя установить колёса диаметром хотя бы 80 мм, то модель явно ориентирована только на спокойное прогулочное катание.

Колёса

Сразу привыкните к мысли, что при покупке роликов колёса играют далеко не первую роль. Это всего лишь расходный материал, и относиться к нему надо соответствующе.

Колёса характеризуются двумя основными параметрами: диаметром и жёсткостью. Традиционно первым записывается диаметр колеса в миллиметрах, вторым с буковкой «А» — жёсткость колеса. В чём она измеряется — вопрос тёмный. Известно лишь, что формально одинаково жёсткие колёса разных производителей на деле оказываются совсем разными… Вернёмся к маркировке: колёса 78/78А имеют диаметр 78 миллиметров и жёсткость 78А.

В подавляющем большинстве моделей устанавливаются колёса диаметром от 76 до 80 мм с жёсткостью 78А-80А. Есть колёса 84, 90 и даже 100 мм, но ролики, укомплектованные такими колёсами, едва ли подойдут новичку.

Больший диаметр колеса увеличивает скорость и снижает чувствительность к неровностям дороги. Более жёсткие колёса медленнее стираются, легче катят, но хуже гасят вибрацию, хуже держат дорогу, особенно сырой асфальт.

Для новичка оптимальным выбором будут колёса диаметром 78-82 мм и жёсткостью 78А-82A.

Подшипники

Подшипники, пожалуй, самая загадочная деталь в роликах. Продавцы очень любят с воодушевлением восклицать: «здесь же 7-ой ABEC!» или «посмотрите, это Twincam!». Не обращайте внимания: подшипники — ровно такой же расходный материал, как и колёса. Более того, часто подшипники «умирают» быстрее, чем стираются колеса. Так что выбирать модель, основываясь на том, какими подшипниками она укомплектована, не стоит.

Итак, что же скрывается за магической аббревиатурой ABEC, столь прославляемой продавцами? Расшифровывается ABEC просто: Annular Bearing Engineering Committee, комитет по разработке подшипников. На самом деле, ABEC — это всего лишь стандарты точности изготовления, выпущенные этим комитетом, и они неоднозначно характеризуют лёгкость вращения подшипника. Нормы допуска описываются цифрой: 1, 3, 5, 7 или 9. «Единички» обычно ставятся в детские ролы с одной простой целью — «чтобы чадо не укатилось». В обычных фитнесовых роликах вы этих подшипников не встретите никогда. Наиболее популярные и используемые подшипники — ABEC 3 и 5. Они же, пожалуй, наиболее удобны и комфортны для новичка.

Штатный тормоз

Штатный тормоз, в просторечье «штатник» — предмет практически религиозных споров. Многие торжественно снимают тормоз сразу после покупки очередных роликов, другиее носятся по городу и ищут тормозные колодки или вырезают их из подручных материалов. Штатник всегда снимают слаломисты (из-за него «база» становится гораздо длиннее, что мешает на фишках) и ребята, занимающиеся шорт-треком — им он мешает делать перебежку. При этом всё тот же штатник может оказаться незаменим в условиях города и массовых покатушек.

В любом случае, с вероятностью в 99% штатник будет идти в комплекте с роликами. Решить, нужен он Вам или нет, можете только Вы сами, покатавшись и определившись со стилем и характером своего катания.

Резюме

Попробуем подвести итог сказанному выше. Для начала стоит купить ролики для фитнеса средней категории ценой от 90 до примерно 170 долларов. Дешевле хорошие ролики стоить просто не могут, больше же тратить новичку неразумно. Ролики необходимо брать известной (хорошо зарекомендовавшей себя) фирмы, чтобы потом не было бессмысленно больно. В данном случае это предостережение надо воспринимать буквально. Основное внимание при покупке уделите ботинку — именно от него и зависит, насколько комфортно вы будете себя чувствовать. Малейшее неудобство при длительном катании может привести к крайне неприятным результатам: стёртая кожа, растяжения, боли в голеностопе и т.д. При выборе необходимо попробовать ролики нескольких фирм и лишь тогда решать, что же вам больше подходит. На раму, колёса и подшипники особого внимания обращать не стоит. И обязательно нужно прислушиваться к мнению ваших ног 🙂

Приобретите защиту. Как минимум в начале она вам понадобится. Поверьте, посмотрев, какие следы оставит на защите первое же падение, вы будете очень рады, что надели её 😉

Удачи на дорогах и не забывайте что бывают ролики для взрослых и детей различных конфигураций! 🙂

Ex3m :