X
    Categories: F.A.Q.

Зимний кайтбординг

Кайтбординг тем и хорош, что, главным образом, катание сильно зависит от погоды. И каждый новый выход с кайтом совершенно отличен от предыдущих и никогда больше не повторится.

Основные термины.

Ветровое окно

Ветровое окно — зона, в которой змей может держаться в воздухе и создавать тягу.
Нейтральная зона — зона, лежащая полукругом на границе ветрового окна, где змей практически лишается тяги.
Нейтральная позиция – точка, расположенная непосредственно над спортсменом. В этой точке змей не создает тяги и требует минимального внимания.
Рабочая зона – внутренняя зона ветрового окна, ограниченная нейтральной зоной.
Край ветрового окна – правый и левый края рабочей зоны ветрового окна.

Т.к. кайтинг — парусный спорт, а кайт – это крыло-парус, то Вы должны понимать, что при занятиях (пилотирование или катание, а особенно прыжки) развиваются огромные ускорения, скорости, перегрузки и тяга. Неконтролируемые действия, непонимание ситуации смертельно опасны для Вас и окружающих. Поэтому, примите во внимание следующие аспекты:

— Начальные шаги совершайте с опытным кайтером, а лучше с инструктором
— Внимательно изучите все аспекты безопасности и правила

Безопасность.

1. Всегда пользуйтесь хорошей защитой. Шлем обязательно.

2. Правильно оцените место катания.

— препятствия: линии электропередач (ЛЭП), деревья, здания и т.п.

— скрытые под снегом опасности: хрупкий лед, полыньи, торосы и т.п.

— присутствие других кайтеров (пилотов) и людей

3. Адекватно оцените погодные условия

— соотношение скорости ветра и площади кайта

— учитывайте тенденцию изменения погодных условий

— избегайте чрезмерно сильных ветров (15м/с — уже предел)

— всегда предупреждайте переохлаждение организма

4. Прикреплять кайт намертво к пилоту недопустимо! Используйте для катания трапецию, оборудованную крюком или устройством отцепки. Это позволит легко и быстро отсоединиться от планки или ручек управления кайта и избежать травм.

Пилотирование кайта.

определите направление ветра
разложите кайт передней кромкой перпендикулярно направлению ветра так, чтобы ветер задувал в воздухозаборники,
размотайте стропы вдоль направления ветра и проверьте, чтобы были не перекручены
ручки управления возьмите за мягкие накладки, указательный палец поверх строп
уверенным движением ручек на себя поднимите кайт в воздух, нижние концы ручек находятся при этом максимально близко к кайту
в слабый ветер кайт легче взлетает по зигзагообразной траектории
пилотирование происходит перекосом, т.е. ели правую ручку от себя (левую при этом на себя) потянуть, то кайт будет разворачиваться влево и, соответственно, наоборот
для посадки кайта сильно затянуть на себя нижние (тормозные) стропы

Не допускайте перекручивание строп (перекрученные стропы плавятся (трение) и теряют прочность).

Не допускать падение кайта передней кромкой вниз (при ударе о землю создается избыточное давление, и кайт может разрушиться)

Начало движения.

Первичные условия:

— кайт уже находится в воздухе и присоединен к пилоту трапеционной петлей

— пилот уже на лыжах или сноуборде

— кайт должен находится над головой, а передняя кромка направлена на ветер

— кант лыж или сноуборда перпендикулярен направлению ветра и тяге кайта

Теперь движение

1. разверните лыжи или доску по ветру в сторону движения, одновременно переводите кайт в эту же сторону до начала движения

Курсовые углы

2. как только вы начинаете ехать, то начинаете совершать поворот лыж (доски) ориентируя движение против ветра
3. передняя кромка кайта (лоб) при этом направлена в сторону движения

4. кайт находится под углом 40-60 градусов к линии горизонта

5. при смене курса галфвинд (перпендикулярное ветру) на бейдевинд (против ветра), лоб кайта ориентируйте чуть вниз (до завершения маневра, а после возвращайте в исходное положение) и сильнее закладывайте поворот. Здесь важно координировать управление кайта и движение.

6. при смене курса галфвинд на бакштаг (по ветру) или бейдевинд на галфвинд лоб кайта ориентируйте вверх и одновременно закладывайте поворот по ветру, и помните очень важно координировать действия.

Техника катания такая:

— на лыжах упор делается на внешнюю лыжу (кант); в поворотах так же загружается внешняя лыжа; корректировка курса также зависит от степени загрузки внешней лыжи, т.е. сильнее загружая лыжу, вы приводитесь (двигаетесь круче к ветру (против ветра)) и, наоборот, уменьшая нагрузку на внешнюю лыжу, вы уваливаетесь (двигаетесь по ветру)

— на сноуборде кататься сложнее, лавировочные углы меньше и меньше скорость; делая упор на заднюю ногу (относительно направления движения) вы приводитесь и, соответственно снимая нагрузку с задней ноги, вы уваливаетесь

Техника разворотов

Условия для выполнения разворота:

— для смены галса

— для форсирования препятствий

— для пропуска кайтера, идущего встречным курсом и имеющего право дороги

Техника разворота разная, для каждого конкретного случая. Рассмотрим случай, когда сильный ветер и большая скорость. Это самая опасная ситуация.

Вы двигаетесь с большой скоростью, тяга ката при этом очень велика, а кайт немедленно реагирует на все команды управления. Все эти факторы представляют вместе огромную энергию, и неверные поступки представляют смертельную опасность.

Ваши действия:

— очень плавно начинайте уваливаться (поворачивать по ветру)

— тяга кайта начинает слабеть — это хорошо; теперь плавно переводите кайт по верхней траектории в противоположный край ветрового окна

— одновременно с этим вы совершаете разворот, и здесь главное – не вызвать у кайта тягу; тягу контролировать курсом, т.е. если тяга большая, нужно больше уваливаться, а если тяга слабеет настолько, что кайт подает или подворачивает переднюю кромку, то нужно приводиться.

Еще один важный аспект разворота в сильную погоду – перевод кайта совершен и борд (лыжи) уже направлены на нужный курс; вам нужно сразу сильно упереться на внешней лыже (или на заднюю ногу доски) и максимально привестись, до торможения; это необходимо, чтобы кайт смог залететь в край ветрового окна

В слабую погоду, на малых скоростях и с малой тягой развороты безопасны. Это лучшие условия для начала обучения.

Техника поворота такая же, но только с тем отличием, что возникает необходимость поддерживать тягу кайта во время разворота. Перевод кайта в противоположный край ветрового окна осуществляйте по нижней траектории (по диагонали сверху вниз). Это необходимо для получения дополнительной тяги, чтобы добиться ускорения и начать движение. Сразу выходите на скоростной и тяговый курс – галфвинд, чтобы набрать скорость и тягу.

Ускорения.

Существует множество способов добиться максимальных скоростей. Вот некоторые из них:

— уваливаясь и приводясь; приводясь, вы получаете тягу с которой уваливаясь, начинаете разгоняться

— пампингуя (водя кайт по зигзагообразной траектории или восьмерками, по синусоиде) вы получаете дополнительную тягу на полете кайта вниз; при этом вы все равно уваливаетесь, когда кайт летит вверх, и приводитесь, когда кайт опускается вниз

— использование тормозных строп (брейков); на движении кайта сверху вниз плавно подожмите брейки на небольшой ход (чтобы не затормозить купол) и получите небольшой прирост тяги, когда кайт возвращаете в верхнюю точку, плавно отпускайте брэйки; все движения должны быть плавными; этот способ применим не ко всем моделям кайтов

— если вы имеете кайт на баре с системой дипауэр, то разогнаться еще проще; движением бара от себя вы ускоряете кайт, но минимизируете тягу, поэтому используйте такой способ:

встаете на курс галфвинд и зажимаете бар на себя, стараясь при этом привестись; вы получили огромный прирост тяги, но при этом приторможенный купол
далее вы быстро ускоряетесь, немного уваливаясь, но при этом обгоняете свой кайт; это плохо; что бы этого избежать, баром работайте на небольшую амплитуду и сразу после прироста тяги возвращайте бар от себя
вы набрали скорость, повторите операцию еще раз и поедете еще быстрее

Остановка.

Каждому кайт — пилоту очень важно уметь остановится и погасить кайт. Самое главное уметь остановиться в сильную погоду или при резком усилении ветра.

Представьте: вы едете курсом галфвинд, скорость нарастает, тяга увеличивается квадратично и все это развивается мгновенно. Вы переходите на огромные скорости, тяга слишком велика, чтобы можно было удержать кайт. Смертельно опасная ситуация. Вы не контролируете ее, и это нормально. Начинайте плавно выводить кайт на угол 60 градусов к горизонту (плавно, потому что в противном случае кайт среагирует мгновенно и может залететь в противоположный край ветрового окна — а это самое опасное в этой ситуации) и постепенно уваливаться. Двигайтесь по ветру, тяга пропадет, вы сможете остановится и обезветрить кайт.

Кайт обезветривается при помощи страховки или затягиванием тормозных строп.

Ex3m :