X
    Categories: F.A.Q.

Сравнительные характеристики категории трудности маршрутов.

Под скалолазанием (rock climbing) каждый понимает своё — это и спортивное лазание по коротким, хорошо оборудованным придорожным скалам, и чрезвычайно длинные (всё включено) с дозированной порцией адреналина стенные восхождения в альпийском стиле, и просто нечто среднее между первым и вторым. Учитывая все эти факторы, помня о различных школах лазания, разных характерах тех или иных скальных районов, несхожем историческом фоне, специфике этических аспектов лазания, мы не должны удивляться факту существования многочисленных систем оценок для определения категории маршрута.

Клаймер, сделавший первое восхождение, оценивает маршрут согласно своим ощущениям. Естественным образом эталоном для такой оценки становятся другие трассы, ранее пройденные им в этом районе, что, как правило, потенциально ведёт к довольно систематизированной разнице между районами, некоторые имеют тяжёлую репутацию района с завышенными категориями, другие, напротив, согревают душу лёгкими “семёрками”.

Когда маршрут пройден, категорию могут изменить по нескольким причинам. Если изначально трасса была оценена с большим оптимизмом, то народ может и поправить, понизив категорию. Такое случается сплошь и рядом. Однако если начальная категория ниже, чем кажется последователям, повышать её никто не спешит. Отвалившаяся зацепа, коррозия и прочие неприятные вещи также могут существенно повлиять на состояние маршрута и изменение категории. Тем не менее, очень редко такие случаи берутся в расчёт для пересмотра оценки.

Хосуне Бересиарту (Josune Bereziartu). В апреле 2002 года ей покорился 15 метровый траверс из 40 перехватов, впервые пройденный в 1997 году Rikar Otegui (оценка сложности 8C+/9A или как боудеринг FB 8B+).

Большинство систем (таких как UIAA, йосемитская десятичная и французская системы) отталкиваются (частично либо полностью) от наиболее трудного движения, предложенного на маршруте (для маршрутов в несколько верёвок – мультипитчевых – иногда категорируется каждый участок в отдельности). Таким образом, другие факторы (протяжённость, трудность организации и надёжность страховки, характер сложности, продолжительность подхода, удобство спуска, etc) пренебрегаются либо имеют слишком незначительный вес при определении категории. Примечательным исключением является система оценки, принятая на Британских островах. Существуют и другие исключения и различия, что затрудняет проводить прямые аналогии между различными системами.

Если клаймер незнаком с местной спецификой скал и наиболее приемлемой техникой прохождения определённого рельефа (щелевое лазание, к примеру), то маршрут может ему показаться гораздо сложнее, чем трасса той же категории, но другого характера. Также физические данные самого скалолаза (рост, например) могут сыграть решающую роль в субъективных ощущениях оценки трудности.

Евгений Кривошейцев, Маршрут «Кенингсберг», 8а

И даже в рамках одной и той же системы маршрут может ощущаться значительно легче или сложнее другого маршрута той же категории. Причина — в субъективной природе раздачи оценок.

В основе большинства систем лежит оценка редпоинта (redpoint — предполагается, что клаймер знаком с маршрутом). Что приводит к неаккуратности в случае с онсайтом: (onsight): два маршрута одинаковой трудности могут совершенно по разному восприниматься при первой попытке прохождения. Опять же, приятное исключение являют бриты, их система оценки базируется на онсайте (предполагается, что клаймер незнаком с маршрутом).

Поскольку большинство систем выбирает в качестве критерия технические аспекты лазания либо сложность прохождения наиболее трудного движения или участка, они хорошо работают для сравнения спортивных маршрутов. На мультипитчевых маршрутах, в частности “альпийских” стенах, значительную роль в определении трудности играет психологический фактор. Одно дело лезть хорошо пробитую 6b с расстоянием между стационарными болтами в три метра, совсем другое – лазание по тому же “техническому стандарту”, но на разрушенных скалах, в 10 метрах над последней неважной точкой. На длинных мультипитчевых маршрутах поиски хода, трудности к отступлению, объективные случайности и прочие маленькие радости зачастую обостряют процесс восприятия и сеют смуту и сомнения в головы смелых восходителей.

Оценка UIAA

Система оценки UIAA в основном применяется для альпийских маршрутов, её также используют в Австралии и некоторых районах Германии для маршрутов “не альпийского” характера. За основу берётся редпоинт (предполагаемое знакомство с маршрутом). Система допускает поправки и детализирующие знаки “+” и “-”. Существует много других производных от UIAA систем оценки (шведская, норвежская, etc), хотя значение категории может существенно разниться от оригинальной шкалы UIAA.

Крыло Лебедя
Фото Лорана Буве

Французская система

Французской системой пользуются помимо французов, и испанцы, и итальянцы. Её популярность в мире растёт с каждым днём, особенно при оценке спортивных маршрутов high-класса. Система даёт информацию о категории трудности редпоинта. Категория присваивается всему маршруту в целом. Таким образом, не всегда понятно, что перед вами: ровная спокойная трасса, или оценка дана ключевому участку (движению), а общая реальная категория ниже. Французская категория предполагает знакомство с трассой, неудивительно, что результаты онсайтов на разных маршрутах одной и той же категории могут быть радикально противоположными.

Йосемитская десятичная система.

В йосемитской десятичной системе используются классы для обозначения типа рельефа. Класс 1 отдан туризму, а реальное скалолазание начинается с цифры 5. Иногда класс 6 используют для указания лазания на ИТО.

Класс 5 в дальнейшем подразделяется на гибкую десятичную систему. Начиная с 5.10, категории дробятся на подгруппы a,b,c для большей детализации. Система даёт оценку исключительно самому сложному движению на маршруте (самому сложному движению на самом сложном участке для мультипитчевых маршрутов). Однако очень напряжённый участок 5.9 может быть оценён как 5.10(а). Оценка базируется на редпоинте (предполагается абсолютное знание трассы).

Поскольку йосемитская система не учитывает серьёзность маршрута, возможно, вам встретятся не сулящие ничего доброго пометочки “R” и “X”. Буква R (long runouts) подарит незабываемые впечатления от глубокого падения в случае срыва, т.к. расстояния между болтами огромные, а буква Х ставится на разрушенных или несуществующих маршрутах, где срыв категорически не рекомендуется.

Система от 5.0 до 5.9 была закрыта для изменений до начала шестидесятых. Поскольку не все маршруты позднее были пересмотрены, «старая» 5.9 может на поверку оказаться сложнее.

Британская система для традиционных восхождений (лазание со своими точками)

Британская система получила распространение в Великобритании для оценки мультипитчевых маршрутов и имеет принципиальные различия с другими системами по многим аспектам. Прежде всего, это оценка онсайта, в отличие от большинства систем, берущих за основу редпоинт. Также британская система состоит из двух частей, где:

— общая оценка указывает на сложность лазания вообще. В расчёт принимаются такие факторы, как страховка (оба параметра: и качество, и количество), протяжённость и техническая сложность маршрута.

— техническая оценка определяет техническую сложность наиболее тяжёлого движения.

Франсуа Легран. Первопрохождение маршрута Robi in the sky, 8c+/9a

Взаимодействие обеих частей даёт представление о характере маршрута. Маршруты с высокой общей и низкой технической категориями преимущественно будут скупы и опасны в плане организации страховки (такие как HVS 4b, E1 4c, E2 5a), напротив, маршруты с низкой общей и высокой технической оценками относительно безопасны (HVS 5c, E1 6a, E2 6b). Маршруты, являющиеся «промежуточными» между двумя описанными сценариями, вероятнее всего, будут иметь характеристики и того и другого.

Категория “Е”.

В некоторых районах Восточных Альп, особенно в Южном Тироле и Доломитах, наравне с традиционной оценкой принято использовать, так называемую, категорию “Е” (ernsthaftigkeitsgrad). Основная идея – дать как можно больше информации об общей серьёзности маршрута и психологических требованиях, предъявляемых восхождением. Учитываются следующие параметры:

Страховка. Тип и расстояние между стационарными точками, насколько хорошо держат свои промежуточные точки, возможность прохождения сложного участка на ИТО, вероятность получения травмы, в случае падения клаймера.
Состояние скалы и объективная опасность.
Обнаружение линии маршрута, протяжённость, пути к отступлению и наличие лёгкого варианта для спуска.

Категория “Е” всегда даётся в совокупности с технической оценкой трудности. Если наиболее сложный участок проходим на ИТО, указывают дополнительную категорию для ИТО. К примеру, запись 7-/e VI-/V+ A0 (Comici на Cima Grand, “альпийская” категория ED-, 500м) расшифровывается так: (7-) – категория редпоинта (свободное лазание), с хорошими местами для страховки (таким образом, е-категория в общем на целую категорию ниже технической); V+, если ключ проходится на ИТО (А0 – по стационарным точкам). Описание маршрута с похожим техническим набором и приемлемой страховкой для 7- лазания выглядит следующим образом: 7-/е VII-. И маршрут с плохими перспективами для страховки: 7-/e VIII. Категория “Е” всегда присваивается по отношению к технической сложности маршрута и может колебаться в диапазоне +/- от технической.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ.

Прим. “Альпийская” система оценки (Alpine Grading System) приведена здесь более для наглядности, соотношение слишком приблизительное.

Ex3m :