Рaзницу в лыжах можно почувствовaть только при некотором умении. Хорошие крепления срaбaтывают только в экстремальных ситуациях (вообще довольно редко). Ощущения любого человека, который влез в горнолыжные ботинки, определяются удобством ног (даже без лыж в помещении).
Как Вы чувствуете себя в туфлях на размер меньше? Любое несоответствие в горнолыжных ботинках гораздо неприятнее. Правильно подобранные ботинки – совершенно необходимое условие для катания с удовольствием. Выбирать горнолыжную обувь надо очень тщательно.
Для ботинка — да, но для Вас лично соответствие формы Вашей стопы и колодки ботинка важнее.
Жесткость важна для эксперта и спортсмена, но если стопа гуляет в колодке, даже жесткие ботинки не обеспечат точный контроль лыж. Участники любительских соревнований нередко выступают на экспертных ботинках (хотя они и мягче спортивных), которые хорошо пригнаны по ноге.
Это характеристика, которая показывает, насколько трудно согнуть ботинок вперед. Большинство производителей применяют шкалу Ньютон*метр/градус, некоторые сравнивают жесткость любой модели с жесткостью ботинка для соревнований (обычно 120-150 Нм/град). Теплые ботинки всегда мягче, чем на холоде.
Напрямую жесткость ботинок разных фирм сравнивать трудно. У всех усилие возрастает не линейно, но по-разному. Такие тонкости важны для экспертов.
Жесткость распределяется примерно так:
За последние несколько лет ботинки для начинающих и опытных лыжников стали заметно мягче.
Почти все ботинки для начинающих и опытных универсальны. Все они адаптированы для карвинга. Обычно модели для фрирайда и скикросса – это ботинки экспертного уровня, которые хороши для активного катания в любых условиях. По традиции они лишены наворотов, стандартных для комфортабельных моделей начального уровня, например, переключателя «Ski/Walk», зато сделаны крепче (например, используются цельнометаллические клипсы).
Нет! Большинство марок имеют фирменные особенности формы колодки и голенища. Это гораздо важнее, чем различия в оснащении обуви и даже в жесткости. Самое главное — на Вашей ноге одни ботинки будут сидеть хорошо, другие хуже. Не поленитесь подобрать марку и модель, в которой Вам будет лучше всего.
Сейчас никого не удивишь специальным снаряжением для лыжниц. Но специализация обуви — самая важная. Такие ботинки мягче и ниже мужских, шире в области икры (иногда здесь ставят специальные настройки объема). Некоторые модели выше поднимают пятку и имеют больший угол наклона вперед. Все это, как и особенный дизайн, вещи очень полезные.
Нередко маленькие размеры универсальных (unisex) ботинок залеживаются и продаются со скидками. Будьте внимательнее при примерке, не всем лыжницам будет в них удобно. Чаще всего возникают проблемы в области икры.
Самое важное то, что подошва детских ботинок до размера 22-23 см уже и ниже, чем у взрослых. Крепления должны точно соответствовать типу колодки либо быть универсальными.
Конечно, детские ботинки мягче, ниже, дешевле и ярче раскрашены. Не торопитесь обувать юниора в мамины ботинки, они предназначены для другого веса.
Большинство вкладышей современных моделей, кроме самых дешевых, могут подстраиваться по форме ноги при разогреве. Термопластичные материалы располагаются в самых проблемных местах или целиком охватывают стопу в более дорогих моделях. Некоторые производители рекомендуют «горячую» формовку – разогрев специальным феном (иногда количество таких процедур ограничено). Некоторым достаточно тепла ноги. Обычно вкладыши экспертных и гоночных моделей с горячей формовкой сидят плотнее и более стабильны. Большинство из них все-таки адаптируются по форме ноги без специального нагрева, но медленно (несколько часов катания). Горячую формовку полезно проводить в магазине при покупке или когда возникает какое-нибудь неудобство. Обычно количество и качество термопласта растет с ростом цены ботинка.
Нога почти никогда идеально не соответствует ботинку, поэтому любая термоадаптация — штука очень полезная. Она повышает комфорт и связь с лыжей одновременно! Растущему юниору с узкой и гибкой ногой термопласт не так нужен, как ветерану, но эта опция никогда не мешает.
Заливка специальных полостей вкладыша специальной загустевающей жидкостью. При этом внутренник формируется строго по ноге. В связи с распространением термопластовых вкладышей используется довольно редко. Рекомендуется профессионалам и лыжникам с «проблемными» ногами (например, после травмы).
Соответствие ноги и ботинка по размеру и форме.
Для начинающего лыжника это комфорт и тепло. Для опытного — еще хорошая связь с лыжами. Достигается это прежде всего за счет точного соответствия стопы и колодки. Если этого соответствия нет, затяжка застежек вряд ли поможет. Это означает, что спешить с примеркой и выбором нельзя.
Рекомендуется брать то, что предназначено Вам по уровню катания. Мощному и тяжелому лыжнику стоит взять модель посерьезнее. Легкий, наоборот, может сэкономить, катаясь в более мягких ботинках. Есть возможность – берите модификации с самым комфортабельным внутренником с термопластом.
Затем надо выбрать марку. Обычно каждый производитель имеет свою модель ноги и строит свою обувь по этой модели. Некоторые специально маркируют ширину колодки. Это важно, потому что средняя «евронога» уже нашей. Все равно надо много мерить.
Общее правило. Ботинки для начинающих в основном широкие и мягкие. Универсальные и экспертные сидят плотнее. Спортивная обувь почти вся узкая.
Раньше для ног с широким суставом и пяткой, со «шпорами» рекомендовали Dachstein серии PRO с пружинами. Теперь они выпускается под маркой Kneissl, серия Ergo.
Для ног нестандартной формы (после травм), при проблемах с кровообращением (нога мерзнет в обычных ботинках) и с поврежденным суставом стоит попробовать новые модели «мягкого» типа cо шнуровкой, например, Rossignol Soft, Salomon Verse, Nordica Smart, Kneissl Rail. Из классических — Kneissl Ergo.
Теперь таких выпускается немало, особенно для начинающих и совершенствующихся. Например, Nordica (кроме Dobermann) с высоким подъемом, Salomon (равномерно высокая колодка), Head для начинающих, большинство Dolomite и Dalbello.
Таких ботинок много. Например, часть Head и Dolomite, Tecnica, некоторые модели Rossignol. Lange medium fit (ACD) имеют узкую пятку, низкий подъем и запас по ширине в передней части.
Традиционно узкие ботинки делали Rossignol и Alpina.
Большинство спортивных ботинок плотно сидят на узкой ноге, например: Nordica Dobermann, Lange low fit.
Сперва правильно обуйтесь. Не торопитесь снимать ботинки, если пальцы уперлись! Пятка еще не встала на место. Застегните все застёжки, начиная с нижней. Усилие – минимальное, не надо зажимать ногу. Переключатель «Ski/Walk» поставьте на «Лыжи». Надавите голенью на переднюю часть, заставьте ботинок согнуться, смелее, приложите весь вес.
Повторите это несколько раз. Пятка должна постепенно сесть на свое место. Полезно чуть подтянуть вторую застежку. Вот теперь можно почувствовать ботинок. Пальцы должны свободно шевелиться. Широкая часть стопы должна быть охвачена, но не пережата. Покачайтесь вперед-назад, проверьте область подъёма и сустава при наклонах. В верхней части ботинка проблемы возникают реже. Обычно это случается с дамами в мужских ботинках. Ёще раз наклонитесь вперёд, надавите на верхнюю часть ботинка, язык должен мягко поддерживать ногу по всей площади.
Освоиться в теплых ботинках можно за 10-15 минут. Но термопласт, если есть, к этому времени только начинает разогреваться и адаптироваться к ноге.
Если колодка коротка, ошибиться невозможно. Если в средней стойке палец лишь мягко касается носка нового ботинка — это нормально. К концу сезона свободы будет больше. Нередко стопе бывает нормально по длине, но тесно по ширине.
Если у Вас широкая нога, меряйте ботинки дольше. Боль, жжение или онемение в самом широком месте стопы может возникнуть только через 15-30 минут. Это значит, что ботинок узок. Рекомендуется взять следующий размер, но лучше подобрать модель с другой колодкой. Пульс в стопе возникает, когда нога пережата; возможно, Вы просто перетянули застежки.
Если пятка заметно поднимается при наклоне вперед, можно попробовать размер меньше. Сравнивайте разные размеры (и модели) на правой и левой ноге.
Дома потопчитесь (не сидите!) в новых ботинках не менее получаса. Лучше пока не вставляйте в крепления, чтобы не поцарапать. Если что-то не понравится – меняйте.
Обычно подходит любая детская модель, взятая по размеру. Можно с небольшим запасом на вырост, но не увлекайтесь. Большинство детей решают «подходит — не подходит» по настроению (девочкам важен цвет, мальчикам крутой (спортивный) вид), поэтому решать придется Вам. Если ребенок послушно меряет третью пару – он заслужил поощрения за терпение!
Проверка на лишнюю свободу: обуть и встегнуть чадо в лыжи. Попросить присесть назад, сильно опираясь о голенище. Если голени ушли назад от вертикали – ботинки явно болтаются. Маленькие размеры женских и серьезных юниорских (спортивных) ботинок нередко залеживаются и продаются со скидками. Начинающему они могут оказаться слишком жесткими. Если юный лыжник не может своим весом заметно согнуть ботинок вперед – значит надо искать обувь помягче.
Необязательно, хотя таким образом можно сэкономить. Сейчас большой выбор лыжной обуви для начинающих и совершенствующихся. Модели подороже из этой группы более комфортабельные, чем самые простые. Даже если Вы катаетесь очень медленно, в таких ботинках ногам будет удобнее. Не стоит только брать высокую и жесткую экспертную обувь.
Если кататься, а не стоять — стоит. Лишь бы на ноге хорошо сидели. Нередко эти ботинки даже более комфортные, чем самые простые модели. Учиться они не помешают, связь с лыжами неплохая. Если Вы развиты физически, готовы учиться и любите скорость, Вам могут понравится и более серьезные модели. Однако не забывайте, что спортивные и некоторые экспертные ботинки не такие удобные.
Теперь их выпускают очень мало, в основном – для проката.
Они легкие, обуваться и стоять в них очень удобно, но кататься все-таки лучше в нормальных ботинках. Особенно трудно управлять лыжами, если раскладной ботинок великоват или плохо сидит на ноге. Сильно затягивать единственную застежку бесполезно (часто вредно). Модели с подтяжкой в области подъема можно хоть как-то привязать к ноге. Однако комфорт «раскладушек» может оказаться решающим в выборе снаряжения для детей и осторожных дам, которые еще не готовы терпеть неудобства.
«Ходилка» есть почти во всех комфортабельных ботинках для начинающих. Нередко ее применяют даже в экспертных моделях. Чаще всего это просто убирающийся упор голенища. Это простая и надежная конструкция. В разных моделях она по-разному эффективна. Обычно голенище можно откинуть назад до вертикального положения, в лучшем случае – чуть больше. Опытные лыжники иногда отдыхают на «ходьбе» во время подъема.
Еще удобнее ботинки с настоящим «средним входом». Это достигается за счет усложнения конструкции, обычно — с разъемным голенищем. Такие ботинки не так надежны и неизбежно дороже. Теперь они встречаются все реже.
Много ходить в горнолыжной обуви все равно не стоит. Обувать современные ботинки легко. Некоторые лыжники даже не пользуются переключателем. Но если сустав гнется с трудом, «ходилка» очень помогает.
Даже если cтиль для Вас очень важен, сильно напрягаться не стоит. Имейте в виду, что на склоне лыжи обычно залеплены снегом. Когда Вы снимаете лыжи, они воспринимаются отдельно от ботинок. То есть ботинки редко видны вместе с лыжами. Важнее, как смотрятся ботинки в креплениях.
Поначалу это нелегко. Необходимо расстегнуть и рассоединить все застежки и липучку, переключатель «Ski/Walk» (если есть) поставить на «Ходьбу». Стоит использовать весь свой вес и обуваться стоя. Часто стопа застревает в подъеме, кажется, что обуться просто невозможно! Все нормально, в тепле нога рано или поздно проскочит на место. Можно ухватится двумя руками за язык и хорошо потянуть. Язык раздвигает края жесткой оболочки в самом узком месте. Раньше языки нередко отрывались, но современные ботинки рассчитаны на это. Когда стопа ляжет на место, язык надо заправить обратно. Это легко сделать, пока ботинок не застегнут. Даже если Вы легко проскользнули в колодку, язык все равно надо слегка подтянуть, выровнять и убедиться, что он заправлен под края мягкого вкладыша. Застегивайте клипсы снизу вверх. Перед стартом не забудьте переключить ботинки на «лыжи» и надавите вперед до фиксации голенища (обычно слышен щелчок).
Главное – не сильно. Выберите свободный объем снизу вверх. Зажимать ногу в туристских ботинках мало смысла. Главная застежка – вторая, она прижимает подъем и удерживает пятку на месте. Первую застежку нога часто вообще не чувствует. Но она должна немного подтянуть скорлупу, а не болтаться (так ботинку легче работать). Верхние застежки должны мягко охватить голень.
В хороших ботинках ногам удобно, даже если Вы часами катаетесь, не расслабляя клипсы. Не стоит доверять этим ощущениям, ноги надо беречь. Расстёгивайте хотя бы верхние клипсы во время отдыха и даже перед коротким подъёмом на подъёмнике для восстановления нормального кровообращения. Пользуйтесь переключателем «Ski/Walk».
В начале сезона, на пологом мягком склоне вполне хватает минимальной затяжки. На крутом и жестком склоне, перед стартом соревнований можно затянуться посильнее. Но не забудьте после финиша их расслабить.
Старая шутка гласит, что это самый приятный момент в катании на горных лыжах. Не верьте – теперь ботинки гораздо комфортабельнее!
Переключатель «Ski/Walk» (если есть) поставьте на «Ходьбу». Разуваться удобно сидя. Расстегивайте и рассоединяйте все сверху вниз, начиная с липучки. Вставьте два больших пальца в ботинок сзади и энергично вращайте голенище от себя (стоя – наоборот, «выверните» ногу из ботинка вперед).
Дети и дамы очень любят, когда им кто-нибудь помогает это сделать после катания.
После этого проверьте положение языков и стелек.
Надо вынуть из жесткой раковины мягкий внутренник (вкладыш). Из него вынуть мягкую стельку. Сушить их отдельно на батарее, если она не слишком горячая (рука терпит). Больше нагревать ботинки нельзя. Некоторые модели с термопластом более чувствительны к теплу.
Поинтересуйтесь об этом при покупке, загляните в инструкцию. Сама раковина высохнет быстрее, по крайней мере, если слить воду.
Сухой внутренник надо аккуратно заправить на место и расправить складки.
Аккуратно. Переключатель «Ski/Walk» поставьте на «Ходьбу». Расстегните и рассоедините все застежки и липучку. Беритесь за вкладыш (удобнее за петлю, где есть) сверху-сзади и выкручивайте его из скорлупы. Обычно все просто, но если не поддается – разберитесь в чем дело. Большую силу не прикладывайте, иногда вкладыш связан со скорлупой выступами.
Не спеша. Переключатель «Ski/Walk» поставьте на «Ходьбу». Расстегните и рассоедините все застежки и липучку. Запихивайте носок в голенище так, чтобы он начал скользить по стельке вперед. Берегите ногти. Если упрется – сминайте пятку, должен пройти!
Заправьте на место фиксирующие выступы, расправьте пятку и стельку, проверьте складки в носке, подтяните язык. Это полезно сделать, даже если Вы не собираетесь кататься сразу: складки легко «запоминаются» пластиком и будут некоторое время мешать ноге.
Проверьте, защищают ли Ваши брюки от снега ботинки сверху. Лучше всего специальная юбочка на резинке.
После катания сперва снимите ботинки и оставьте их остыть открытыми хотя бы на несколько минут. В это время можно очистить лыжи от снега, переодеть куртку, прогреть машину. Теплые ботинки очень быстро сохнут на морозе. Зато в помещении открывать холодные ботинки сразу не стоит: они наберут влагу.
Закройте голенище (перчаткой, например) и поставьте к батарее (лучше повыше) на полчаса-час пока обувь не прогреется. Затем откройте для просушки. Обычно к утру обувь сухая.
Лучшее место для хранения ботинок в сезон — дома в тепле. Пока не просохли — у батареи расстегнутые. Потом – в любом месте, где нет прямого солнца. Застежки полезно слегка застегнуть. Если они несколько дней лежат на балконе, не забудьте прогреть и подсушить их перед катанием. В гараже лучше выбрать место потеплее.
Два замечания:
Носок и пятка ботинка взаимодействуют с креплениями. Для безопасности эти части подошвы должны быть чистыми и скользкими. Поэтому не стоит много ходить в лыжных ботинках по асфальту, бетону или гравию. Не вставляйте ботинки в очень старые советские крепления КЛС. Не пинайте камни для очистки снега с подошвы, особенно на морозе.
Застегивайте первую застежку, даже если нога ее не чувствует.
Пользуйтесь плотными чистыми носками, которые не «сваливаются», образуя катышки. Носки должны быть выше ботинка. При возможности купите специальные горнолыжные носки, они не дешевы, но прослужат долго.
Сняв ботинки, убедитесь, что язык вернулся на место и не пересекается кромками голенища, иначе на нем образуются неприятные складки, которые не скоро расправятся.
Не сушите ботинки с термопластовыми вкладышами, надевая их на горячую трубу или с помощью электрических сушилок-вкладышей для обычной обуви. После этого, скорее всего, они потеряют привычную для Вас форму. То же самое может произойти, если Вы дадите свои ботинки покататься другому лыжнику.
Меняться лыжами и сравнивать ощущения – любимое занятие экспертов. Обмен обувью вряд ли имеет смысл.
Главное — так, чтобы одеть их теплыми. Залезать в холодные ботинки очень неприятно, а в замерзшие иногда просто невозможно. В багажнике машины, в рюкзаке ботинки постепенно остывают. Возите их в салоне.
В крайнем случае: нагревайте на батарее заранее, затыкайте голенище, заворачивайте в одежду (в газеты), упаковывайте в пакеты, так они сохранят тепло несколько часов.
Лучше этого не допускать! Тем более не надейтесь примерить и точно подобрать замерзшие ботинки.
Оденьте поверх носка полиэтиленовый пакет. Холодная пленка очень скользкая. Попросите кого-нибудь помочь раздвинуть края калоши. Обувайтесь стоя, используя весь вес.
Когда ботинок разогреется, пакет можно снять. В общем, приятного мало.
Для начала достаточно на глаз выставить боковой угол соответственно форме ног. Прямые ноги – голенища вертикально, кавалерийские ноги в форме буквы «О» — голенища наружу, Х-образные ноги – голенища внутрь. Попросите сделать это в магазине. Скорее всего, менять эту регулировку Вам больше не понадобится.
Самая распространенная конструкция этого узла (две гребенки и зажимной винт) довольно неудобная. Для изменения угла надо открутить винт достаточно сильно, чтобы гребенки могли двигаться. Выставить новый угол (обычно для этого приходится пользоваться шкалой), почувствовать боковой угол ногами без опыта трудно. Затем надо хорошо затянуть винт. Если не заблокировать кантинг, узел постепенно разболтается, и ботинок перестанет нормально контролировать лыжу. Может даже потеряться винт. Проверяйте иногда затяжку винтов хотя бы пальцем.
Эксцентрик гораздо удобнее, с ним все просто.
Только по опыту. Сравните разные настройки во время катания. Обычно спокойно кататься по подготовленному склону лучше в более мягких ботинках, а в сложных условиях, на скорости, лучше использовать максимальную жесткость. Регулировка жесткости теперь встречается в основном на ботинках экспертного уровня. Но не везде она работает эффективно. Многие лыжники не могут почувствовать разницу при разных положениях этой регулировки.
Только по опыту. Сравните разные углы во время катания, выберите, что понравится. Обычно изменять эту регулировку приходится редко. Практика показывает, что осторожных дам полезно завалить вперед, а активным лыжникам это не нужно.
Очень распространенная ситуация. Если пятка поднимается больше, чем на 1 см, а стопа болтается в ботике вперед-назад, стоит подобрать меньший размер или ботинок с другой колодкой.
Что можно сделать с этими ботинками:
Скорее всего, ботинок узок, лучше сразу выбирать модель пошире. Но если ботинок в остальном нравится – можно попытаться обратиться в специальный сервис. В Москве в некоторых местах предлагается такая услуга — вытяжка скорлупы по ноге. Иногда выручает точно пригнанная под вкладыш стелька: поднимается свод стопы, нога лежит уже не так плоско и устает меньше. В некоторых моделях стопа при этом попадает в более широкую область колодки.
Можно сделать распорку по форме больного места и хранить ботинок, зажимая застежками такую «модель». За несколько дней и колодка немного растянется, и вкладыш обомнется. Но пустой ботинок быстро «вспоминает» свою прежнюю форму. Есть еще одно решение: постепенно ботинок и нога привыкают друг к другу. Если терпеть можно, то к весне боль, наверное, пройдет совсем, хотя может напомнить о себе в начале следующего сезона.
Все современные ботинки, кроме некоторых гоночных моделей, имеют достаточный запас объема в области пальцев. Тем не менее, такое иногда случается, особенно на распродажах. Скорее всего, эти ботинки хранились без затычки в носке. Внутренник до конца не расправился в ракушке. Обычно это быстро (за день катания) проходит. На всякий случай можно померить другую пару.
В этих ботинках: набить носок газетами, застегнуть застежки и поставить на несколько дней к батарее.
Каякинг — это не просто спорт, это настоящее приключение, которое позволяет почувствовать единение с природой и получить порцию адреналина. Если…
Украина — настоящий рай для любителей экстрима. От высоких гор до бурных рек, у нас есть всё, чтобы получить порцию…
Электровелосипеды, или е-байки, стремительно завоевывают популярность в последние годы. В 2025 году они стали еще более технологичными, доступными и универсальными,…
Собрать рюкзак для активного отдыха — это искусство, требующее баланса между необходимым снаряжением и комфортным весом. От правильной подготовки зависит,…
Скалолазание — это не только адреналин и удовольствие от преодоления себя, но и спорт, требующий внимательного подхода к безопасности. Независимо…
Экстремальные виды спорта всегда были на грани возможностей человека. Они требуют не только силы и мастерства, но и огромной смелости.…