X
    Categories: F.A.Q.

Четыре аргумента против использования креплений степ-ин в горах

И снова: чем же хороши и чем плохи системы креплений степ-ин? Своим опытом использования жестких и мягких степ-инов в горах делится спортсменка, райдер и тим-менеджер команды Rossignol Александра Yasha Жерноклеева.

Да простят меня производители и продавцы сноубордического снаряжения. Да простят люди, создавшие столь популярные системы, заметно облегчающие жизнь сноубордиста. В общем, я буду высказывать свое сугубо личное, строго негативное мнение относительно использования креплений степ-ин (замечу, совершенно любых систем) в ГОРАХ.

Каждый из нас бывает в меру и не в меру ленив. По крайней мере, это замечалось за большей частью человечества. Каждый стремится к удобству и комфорту. Зачастую, мы даже готовы переплатить лишние деньги только для того, чтобы провести несколько часов в самолете, поезде, автобусе или автомобиле более удобном, более быстром или обладающим какими-либо другими лучшими качествами, определяющими наши понятия удобства и комфорта при передвижении

куда-то на данный момент. Короче, многим далеко не безразличны условия их существования на этой планете. И согласитесь, это совсем не странно. В погоне за лучшим, модным, совершенным мы встаем перед извечной проблемой выбора. И, как правило, выбор вынуждает нас чем-то жертвовать, предпочитая что-то иное, расставлять приоритеты. И чаще всего, в силу разных причин, мы выбираем удобство.

Сноуборд. Вид спорта, смысл которого — спуск с горы преимущественно по снегу. Зимний вид. По крайней мере, изначально являлся зимним. С появлением перил (рейлов), парапетов, всевозможных столов и прочих предметов, пригодных и непригодных для использования сноубордистами, изменилась и общая концепция данного вида спорта. Хотя снаряды используются все те же: говоря проще, вам нужен только сноуборд, ботинки и (и!!!) крепления. Так что вид спорта почти перестал быть только зимним. В данном случае я уделяю особенное внимание креплениям. И не просто креплениям, а креплениям типа степ-ин. Крепления этой категории в свою очередь делятся на мягкие и жесткие, а каждые в своей подкатегории — еще на несколько разновидностей (SIS, Switch и т.д.). Разница в конструкциях существенна, но принцип использования один: встегнулся — поехал, быстро и удобно. Особенно для обитателей городских курортов с короткими и жесткими трассами. Мой скромный опыт использования степ-ин (как жестких, так и мягких) дал мне колоссальную возможность почувствовать все преимущества этих замечательных креплений в условиях укатанных трасс и, как это ни грустно, на своей шкуре испытать неудобства применения этих креплений в горных условиях.

1. Опыт борьбы с собственными ногами

Горы. Заснеженный склон, вроде даже чуть укатанный, но все-таки чересчур мягкий по моим городским меркам. Прыг с кресла, доску на ноги (замечу, первый спуск в этом сезоне в горах) и вниз с полным восторга сердцем. Не буду углубляться во все прелести катания в горах и во все ощущения (каждому это знакомо), приближу лишь момент развязки первого эпизода. Поскольку спуск первый, а ноги отвыкли от длинных склонов и такого количества снега, к концу склона хочется выпрыгнуть из ботинок… ну или хотя бы снять скорее доску (у некоторых такое бывает). Но к моему великому удивлению, доска совершенно не хочет отделяться от ботинок и, точно приросшая к ступне, не реагирует ни на какие действия над креплениями — примерзла!!! Ситуация неприятная. Хорошо, что я на выкате, хорошо, что здесь много людей и нет никаких опасных ситуаций. Начинаю задумываться о смене крепов. Еще есть силы попрыгать на доске на одном месте, что позволяет в дальнейшем ее все-таки отстегнуть. Но неприятная мысль нахальным лазутчиком все-таки остается где-то в глубине мозга.

2. Опыт борьбы с ботинками

Катание в горах далеко не ограничивается спусками по укатанным трассам, да и трассы далеко не всегда бывают укатанными. Признаюсь честно, по мне, чем больше снега, тем лучше, и вовсе не обязательно его укатывать, пока он свежий. Однако, после ходьбы по рыхлому снегу подошва ботинка напоминает абсолютно бесформенный снежный ком. И какими бы замечательными ботинки не были, результат один и тот же. Не удивительно, что крепления не застегиваются. Но ведь нужно как-то спускаться?! Борьба с собственными ботинками несколько выматывает и отнимает драгоценное время, вот тогда во второй раз возникает мысль о выборе принципиально иных креплений, возможно, принципиально иного подхода к процессу застегивания в таких условиях.

3. Проверка на “вшивость”

Есть в человеке все-таки какая-то черта, эдакий предохранитель, который спасает ему жизнь в трудных ситуациях. Но и этот предохранитель не всегда работает исправно. В горах нужно быть в три, а то и в десять раз внимательнее, в несколько раз быстрее и, тем более, сообразительнее. Но как можно быть внимательнее, когда так красиво кругом и глаза разбегаются от всего этого безумия природы? Как можно быть быстрее, когда по неосторожности уже оказываешься в неблагоприятных условиях по пояс в снегу где-то далеко от людей? Как можно быть сообразительнее, когда усталость нещадно сожрала все силы и остаются только инстинкты? Все это неопытность, все это приводит к ошибкам, цена которым — здоровье и жизнь. Захваченные восторгом катания, мы не всегда находим возможность проверить правильность застегивания креплений. Непростительная оплошность!!! Доску на ноги, держится крепко, ОК — вперед. Где-то на середине спуска доска самовольно отделяется от одного из ботинок — и далее вы уже летите без какого-либо контроля. Опасно? Безусловно!!! Но ведь ничто не предвещало беды, крепы были застегнуты?! Виной небольшое обледенение на креплении или подошве ботинка. Вы его не могли видеть сверху и не заметили, что нога в крепление попала не ровно. Вины степ-инов в этом почти нет, они всего лишь требуют повышенной внимательности, нежели обыкновенные системы. Это предупреждение — проверка на “вшивость”.

4. Про ботинки и нагрузки

“Крепления Степ-ин неприменимы с ботинками сторонних производителей.” (с.) Это факт, и от него никак не отделаться. Производители степ-ин креплений наизобретали уже великое множество модификаций ботинок для использования со степ-ин системами. Также факт, что нагрузки, приходящиеся на ноги, а соответственно и на ботинки, в горных условиях (и условиях катания вне трасс) значительно выше, нежели нагрузки, возникающие в условиях небольших курортов с укатанными трассами. Попробую чуть разъяснить. При использовании обыкновенных креплений, все нагрузки распределяются как на крепления, так и на ботинок, а через эту систему на ноги. Что же касается степ-ин, то нагрузка в этом случае приходится в большей мере на ботинок и все его уязвимые места. В случае с жестким ботинком это место крепления ботинка к креплению. А в случае с мягким ботинком нагружается сам ботинок и в большей, чем обычно, степени ноги, что значительно увеличивает нагрузку на голеностоп. Такое воздействие при долговременном использовании ведет к разрушению креплений и ботинок (в случае с жестким ботинком). Либо к неприятным, зачастую даже болезненным ощущениям (в случае с мягким ботинком) из-за повышенной нагрузки на ноги. Такое воздействие даже способно приводить к травмам, как правило, к растяжениям и вывихам, реже к переломам. Впрочем, от этого никто не застрахован нигде и никогда, если речь идет о сноуборде. И все-таки следует учитывать и рассчитывать на то, что, выбирая комфортное катание, вы ограничиваете свою свободу в некоторых других областях, таких как безопасность. Что вам следует подходить ответственно и внимательно к каждому из спусков в горах, а также не рассчитывать на легкость использования данных креплений в горных условия.
Следуя всему вышеперечисленному, я могу только добавить, что проблемы использования степ-ин в горах далеко не опровергают полезность этих креплений. И даже, думаю, не слишком повлияют на их популярность в целом. Не все мы постоянно живем в горах, и даже не всякий из нас имеет возможность каждый год выезжать в настоящие горы. Уже не говоря о том, что не всегда удается застать там желаемое количество снега. Что же касается применения степ-ин здесь, где привычные жесткие склоны не превышают 600—800 метров, а количество подъемов на канатной дороге с отстегиванием-пристегиванием одной или двух ног зашкаливает за все разумные пределы… Вариант степ-ин — отличный выход из положения «сидя перед подъемником». И, кроме того, эти крепления вполне отвечают всем запросам по части контроля над доской, надежности в использовании (замечу, даже при прыжках) и простоте конструкции. А, как известно, чем проще вещь, тем сложнее ее сломать. Так что мои аргументы, даже если они не слишком убедительны, всего-навсего, отрицают использование МНОЮ креплений степ-ин в горах. Вот и все.

Ex3m :