X
    Categories: ВидеоСтатьи

Все самое важное о полетах в вингсьюте

Валерий Розов — это одновременно человек и летательный аппарат, способный перемещаться по небу со скоростью под 200 км/ч, используя лишь силу тяжести и сопротивление воздуха. Он расскажет тебе про вингсьют — костюм, благодаря которому он научился летать быстрее птиц.

Валерий Розов
Родился: 26.12.1964
Рост: 175 см
Вес: 73 кг

Двукратный чемпион мира по парашютному спорту, многократный чемпион России по парашютному спорту, чемпион X-Games по скайсерфингу (1998 г.). В вингсьюте первым совершил прыжок в кратер действующего вулкана Мутновский (Камчатка); первым перелетел в вингсьюте через Татарский пролив (отделяет Сахалин от материка).

Как я полетел

Валерий Розов про то, как парить без мотора и перьев.

1. Откуда растут крылья
Принцип работы вингсьюта (в переводе с англ. «костюм-крыло» — MH) человек подсмотрел у белок-летяг. Грызуны планируют с дерева на дерево с помощью перепонки, которая натягивается у них вдоль тела, когда они растопыривают лапы. Первый вингсьют был изобретен в 30-е годы прошлого века. Однако потребовалось еще 60 лет, чтобы довести его конструкцию до ума. Во-первых, в костюм нужно было интегрировать парашют (необходим для приземления) так, чтобы он не мешал планированию. Во-вторых, долго не получалось сделать перепонки-крылья, которые позволяли бы предсказуемо управлять вингсьютом.

2. Французские ребра
Современный вингсьют появился лишь в конце 90-х. У этого костюма две перепонки натягивались, когда парашютист разводил в сторону руки, а третья — когда ноги. Все три крыла состояли из двух слоев материи, верхнего и нижнего, и надувались, когда в них попадал набегающий воздух через расположенные в передней части костюма воздухозаборники. Кроме того, в перепонки были вшиты ребра жесткости, которые помогали крыльям сохранять форму и менять аэродинамические характеристики, когда человек начинал двигать конечностями. Этот костюм изобрел француз, увлеченный парашютист и изобретатель Патрик де Гайардон. С тех пор все вингсьюты шьют по этим принципам, хотя конструкция постоянно дорабатывается.

3. Под крылом самолета
Перепонки фактически превращают весь костюм в крыло. Чтобы оно начало работать, нужен набегающий поток воздуха. У самолетов такой поток создает двигатель, толкая фюзеляж вперед. Когда парашютист в вингсьюте прыгает из летящего самолета, он сразу начинает планировать в горизонтальной плоскости, так как у него уже есть высокая начальная скорость. Это самый простой тип полетов в «костюме-крыле», и с него обычно начинается обучение. Правда, в нормальной парашютной школе прежде надо будет доказать, что ты соверши-л как минимум 200 прыжков с обычным парашютом-крылом. Этот опыт нужен для того, чтобы без проблем выпрыгнуть из самолета и чтобы принять единственно правильное положение для штатного открытия купола при приземлении.

4. С обрыва
Необходимую для горизонтального полета скорость (60–90 км/ч) можно набрать и за несколько секунд вертикального падения, под действием силы тяжести. Для этого надо подняться на высокую гору или, например, здание и прыгнуть вниз. Чем выше точка старта, тем длиннее разгонная часть падения, тем быстрее и дальше ты полетишь вдоль горизонта. А еще можно планировать, прижимаясь к склону горы, — это называется «проксимити», и тут нужна отточенная техника управления вингсьютом. Это самые рискованные прыжки, но и самые интересные, зрелищные. По большому счету, все хотят прыгать только в горах.

5. Полет вниз
В вингсьюте нельзя набрать высоту, слишком мала площадь крыльев. Но для ощущения полета достаточно и того, что хороший парашютист в хорошем костюме в среднем пролетает 2–2,5 м по горизонтали на каждый потерянный метр высоты. Преодолеть в таком режиме 10–20 км, прыгая с самолета, — вполне достижимо. Полеты в вингсьюте — погодозависимый вид спорта, но ветер может помешать только в момент старта с неподвижной стартовой точки. Например, он просто не позволит отлететь от скалы. В полете проблем из-за турбулентности не возникает. На скорости планирования в вингсьюте ты просто прошиваешь любые воздушные потоки.

6. Страх
К прыжкам в вингсьюте, в отличие от обычных прыжков с парашютом, невозможно привыкнуть. Страшно всегда. Просто страх бывает разный. Постепенно начинаешь понимать, что он имеет массу градаций, учишься им управлять. По сути, тебе надо делать очень простые, с точки зрения моторики, движения, но в состоянии жесткого стресса. Тренируется это только постоянными прыжками. Всегда лучше прыгать немного, но регулярно, чем много, но запоями. Чтобы психика не отвыкала.

7. Риск
Он присутствует всегда. Но есть условия штатные, а есть выходящие за привычные рамки. Во втором случае ты анализируешь ситуацию и прикидываешь, что к чему. Если речь об обычном тренировочном прыжке (третьем за день, с этого места я уже прыгал 50 раз), и мне что-то не нравится, то я пойду вниз пешком. Но если я собирал экспедицию в эту точку 1,5 месяца и другого шанса прыгнуть не будет, то я готов сильно рискнуть. Когда летом 2011 года я прыгал с Монблана, там был порывистый ветер. Но, продумав, куда буду приземляться, если что-то пойдет не так, я решил действовать. Полет и в самом деле пошел не по плану, до подножия горы я не дотянул, но благополучно приземлился на запасной площадке на леднике Бренва. А, например, год назад на вершине горы Шивлинг в Гималаях (6420 м) пришлось проторчать несколько дней, дожидаясь подходящей погоды. Результат: прошел более 4 км по горизонтали со скоростью около 200 км/ч, перепад высот — порядка 2200 метров.

8. Вингсьют и спорт
Полеты в вингсьюте уже признаны Международной федерацией воздухоплавания видом спорта. Правда, пока соревноваться можно только в групповом построении фигур в воздухе — грубо говоря, у кого больше сцепившихся в полете участников. Кроме того, проводится много любительских неофициальных соревнований по полетам в вингсьюте в горах. В основном это прыжки с GPS-датчиком, который снимает данные о скорости, дальности и качестве полета. Например, я разгонялся до 200 км/ч, а рекорд скорости — 363 км/ч. Но люди, по большому счету, прыгают не ради спортивных достижений, а ради ощущения полета. Человек может представить себе, что такое альпинизм, ни разу не побывав в горах. С рюкзаком идешь в гору — на это воображения хватает. А что я чувствую, когда свободно перемещаюсь в трехмерном пространстве, я вам передать не могу. Но ради этого стоит рисковать.

9. Кто лучше всех
Я лучший в мире по base-climbing (это сочетание альпинистского восхождения и прыжка в вингсьюте). Лучший, потому что покорил в вингсьюте больше по-настоящему сложных вершин, чем кто-либо в мире. Для тех, кто понимает: Эльбрус, Ушба, Маттерхорн, Ульветанна, Тунгесписсен, Холтанна, Сьерро Торре… Сейчас в планах прыжок с Эвереста. Вряд ли кто-то в ближайшее время догонит.

Смертность

1. Полеты в вингсьюте при старте с самолета по статистике не более рискованны, чем обычные прыжки с парашюто­м. Считается, что в этом случае на 100 000 прыжков приходится 1 со смертельным исходом.

2. Прыжки в вингсьюте с неподвижных объектов вроде гор или зданий — гораз­до рискованнее. Они отно­сятся к так называемым B.A.S.E.-прыжкам (Building-Antenna-Span-Earth, «здание-антенна-мост-земля»). Этот вид экстремальной активности считается самым опасным в мире — 1 из 2000 прыжко­в приводит к смерти парашютиста.

Чтобы костюм хорошо летел

  1. Застежки-молнии для быстрого освобождения ног при приземлении
  2. Воздуховоды заднего крыла
  3. Стропорез
  4. Воздуховоды боковых крыльев
  5. Передняя полужесткая кромка крыла
  6. Парашютный ранец
  7. Ручка раскрытия парашюта
  8. Альтиметр
  9. Петли для аварийного отстегивания боковых крыльев

Глаз как у орла
Полеты в вингсьютах часто снимают на видео. Потому что это надо видеть. Мы отобрали для тебя лучшие из этих записей.

Шивлинг
Валерий Розов покоряет в вингсьюте одну из культовых вершин в Гималаях.

Упал, прижался
Первая и пока последняя попытка приземлиться в вингсьюте без парашюта. Удачная.

К дождю
Считается, что лучше всех в мире проксимити летает Александр Полли. Посмотри, как он это делает.

Мокрое место
Удачная попытка пролететь в вингсьюте сквозь водопад. Первая.

По материалам: mhealth.ru

Ex3m :