Горный велосипед (mountain bike) – это огромное семейство велосипедов с очень легкой и прочной рамой, прочными ободьями из легких сплавов, сильными покрышками с 26-и дюймовыми колесами. У него передние и задние переключатели скоростей, с рукоятками на руле. Может иметь от 18 и аж до 40 режимов скорости. Но могу сразу урезонить людей, которые хотят купить горный велосипед для скоростной езды, его задача — это преодоление сложных условий, таких как: горы, камни, грязь, снег, пески, в тех местах, где обычному велосипеду нечего делать. А большой выбор скоростей дает возможность настроить ходя велосипеда под то место, которое нужно проехать.
Основной особенностью горного велосипеда является его рама. У нее специальная геометрия.Без провиса каретки. У МТВ увеличенный дорожный просвет, или клиренс у авто. Что позволяет не задевать препятствия на земле шатунами и звездой. Так же у горного велосипеда достаточно вытянутая база — расстояние между центрами втулок. А наклон руля не дает велосипеду опрокинуться через руль при спуске в низ. В основном, МТВ оснащен прямым, широким рулем. Хотя сам по себе такой руль не удобен для долгих поездок. Но альтернативы такому рулю еще не придумали за все 50 лет его существования. Прямой руль дает возможность более эффективно руководить велосипедом на сильно пересеченной местности и на малых скоростях, а это основное предназначение этих велосипедов.
Так же отличной чертой МТВ есть их тормозная система. Тормозные рычаги приварены к раме и вилке. На них ставят тормозные рычаги с тормозными колодками. Благодаря своей конструкции они обеспечивают хорошую грязестойкость и дают значительный просвет для вращения колес. Специальная конструкция ведущего и заднего переключателей с мощными возвратными пружинами и специальная конструкция ведущих и ведомых звездочек вкупе с улучшенными цепями предоставляют надежно переключать передачи в условиях сильного загрязнения и высоких нагрузок на узлы велосипеда.
Появление такого класса велосипедов как горные, создало новые конструктивные решения для узлов и агрегатов, которые с успехом перекочевали на остальные типы велосипедов.
Горные велосипеды также можно розделить на несколько подвидов есть ли у них подвес, или нет. Ригид (Rigid) — это представитель без амортизации, хардтейл (Hard tail)- имеет исключительно передний аммортизатор, двуподвес (full suspension)- соответственно оба аммортизатора.
Выбрав нужный тип, посмотрим на комплектацию возможно вашего будущего велосипеда. Везьмем за точку отсчета комплектующие фирмы Shimano, так как их обвес стоит на подавляющем количестве велосипедов, продающихся наших странах. Различают следующие группы оборудования:
XTR — оборудование для профессионалов, которое обычно ставят на велосипедах для соревнований. В туризме встречается очень редко из-за его дороговизны. В этой группе заметна тенденция к снижению веса деталей за счет использования титановых сплавов. Группа предназначена для велосипедов с 27 передачами.
Deore XT — группа оборудования, которую тоже можно смело относить к профессиональной. Это достаточно дорогое оборудование, хотя существенно дешевле, чем XTR. Группа предназначена для велосипедов с 27 передачами.
Deore LX — уже существенно более доступное по цене и при этом еще весьма высокое по качеству оборудование. На взгляд многих туристов, большинство компонентов группы, являются лучшими с точки зрения высококлассного оборудования за приемлемые деньги. Оборудование предназначено для велосипедов с 27 передачами.
Deore — оборудование хорошего среднего класса, в 2000 году заменило собой группы STX и STX-RC, хотя, по мнению многих велосипедистов, качество при этом явно упало. Это самая низкая группа оборудования, предназначенная для велосипедов 27 передачами, хотя ничто не мешает использовать часть оборудования на велосипедах с 24 передачами, что часто и делается.
Alivio — группа оборудования, очень часто используемая в туризме, как весьма недорогая, но довольно качественная. Многие компоненты стоят существенно меньше, чем у оборудования Deore, не смотря на подобные технические характеристики. Простой, но функциональный дизайн. Тормоза только ободные консольные. Защита втулок от грязи уже слабее, чем в предыдущих группах. Предназначена для велосипедов с 24 передачами.
Acera — позиционируется для велосипедов начального уровня. Начиная с этой группы и ниже — манетки с двумя рычагами и расположением одного из них над рулем, что не очень удобно. С 2003 года появились и манетки типа grip-shift — вращающаяся ручка. Группа предназначена для велосипедов с 24 передачами.
Altus — группа начального уровня. Пожалуй, все оборудование имеет приемлемый уровень, годный для умеренных поездок, скорее городских, чем внедорожных. С 2003 года в группе также появились манетки типа grip-shift и роллерные втулочные тормоза. Группа предназначена для велосипедов с 21-24 передачами.
Tourney — самый-самый начальный уровень оборудования. До 2001 года это была единственная группа с манеткой в виде одинарного рычажка, однако, в 2003 существует в двухрычажном исполнении или в виде вращающейся ручки типа grip-shift (Shimano RevoShift). Предназначена для велосипедов с 21 передачами. На мой взгляд, общаться с оборудованием этой группы имеет смысл лишь при крайне стесненном в средствах положении: качество его достаточно невысоко.